Неизвестен

Каменные лабиринты Севера

бросалося вмиг,

Эхом далеким едва отдавался

Жертвы беспомощный жалобный крик.

И не сумел еще долго б, наверно,

Этот порядок никто изменить,

Только Делал подарил Ариадне

Чудо-клубок и заветную нить.

Девушка тайно Тесею вручила

Спутанных ниток волшебный клубок,

Чтобы, убив ненасытного зверя,

Выйти обратно возлюбленный смог...

Славный герой победил Минотавра,

Выиграл схватку могучий Тесей,

И лабиринт непростой покидая,

Вывел с собою пришедших друзей.

Хитрый Минее заподозрив измену,

В том, что Делал пособил беглецу,

Тут же велел, чтоб схватили Икара,

И посадили в темницу к отцу.

Сына с отцом в лабиринт поместили,

Чтоб не вершили, чего не дано,

Но Пасифая, супруга Миноса,

Их отпустила, владыке назло.

Крылья прекрасные склеив из перьев,

Вместе с Икаром взлетает отец,

Чтобы покинуть, как можно скорее,

Остров мучений своих, наконец.

Только Икар не сумел опуститься

Больше на землю живым никогда,

Он поднялся, даже выше, чем птица,

Так высоко, как ночная звезда.

Солнца лучи, обжигая Икара,

Воск растопили на крыльях его,

Сын потерял равновесие сразу,

Но не окликнул отца своего.

Через какие-то доли секунды

Он управленье совсем потерял,

И с высоты, как стрелою сраженный,

Камнем в прозрачное море упал.

Долго оплакивал сына родного,

Жизнь проклиная искусный творец.

Но, пережив это тяжкое горе,

В Камик добрался Дедал, наконец.

Он поступил в услуженье к Кокалу

Новый правитель доволен им был.

Только Минос, ни на что не взирая,

Гнев и обиду свою не забыл.

Он объявился в Сицилии тоже,

В гости со свитой к Какаду пришел,

И разговор о политике сложной

Между великими мира зашел.

Явно Минос был Кокала хитрее,

Твердый рассудок его отличал,

Он напрямик задавая вопросы,

Редко Какаду взамен отвечал.

Как бы случайно, устав от беседы,

Он предлагает простую игру:

'Пусть мудрецы, чтобы нас позабавить,

Нитку возьмут и большую иглу.

И, протолкнув сквозь спирали ракушки,

Вытянут нитку с другого конца,

Или среди мудрецов сицилийских

Нет настоль ловкого в этом творца.'

Тут же Кокал поручил своей свите

Дар от Миноса Дедалу отдать,

И приказал, чтобы тот побыстрее

Эту загадку сумел разгадать.

Только ракушка к Дедалу попала,

Тут же отгадка готова была,

Нитка для дела ему пригодилась,

Но ни к чему оказалась игла.

Он привязал к муравью эту нитку,

Внутрь ракушки его посадил,

Тот по спирали вращаясь неспешно,

Нитку с другой стороны протащил.

Властный Минее получая ракушку,

Понял мгновенно, что именно тут,

После побега живет без печали

Хитрый изменник, мошенник и плут.

Он напустился, крича на Кокала:

'Выдай Делала, меня не гневи,'

Тот посмотрел на него изумленно,

Но растерявшись промолвил: 'Бери'.

После тяжелой и долгой беседы,

Баня готова для гостя была,

Где кипятком его дочка Кокала,

Выполнив просьбу отца, облила.

Тщетно Минее в кипятке бултыхался,

Нехотя он покидал этот свет,

Ну, а Делал, продолжая работать,

Дарит Афинам закат своих лет.

Археологические памятники

Соловецкого архипелага.

Из главы 3.

Глава 3. Культурно-погребальные памятники Соловецких островов

Каменные лабиринты и святилища представляют собой вторую наиболее значительную категорию объектов первобытной археологии Соловецкого архипелага - культово-погребальные памятники. В ходе многочисленных поисков и исследований на островах зарегистрировано, по меньшей мере, четыре святилища и 35 каменных лабиринтов, частью сохранившихся, частью разрушенных в той или иной степени. Все они располагаются на побережьях четырех из шести наиболее крупных островов архипелага: Соловецкого, Анзерского, Большого и Малого Заяцких. Помимо лабиринтов и святилищ, к числу культовых памятников предположительно можно отнести еще не исследованные в стационарных условиях искусственные выкладки, сопровождающие некоторые лабиринты или составляющие самостоятельные группы.

Святилища Соловецкого архипелага

Святилища Соловецких островов включают в себя, по определению А. А. Куратова, «культовые и погребальные памятники, в число которых входят каменные курганы и груды, каменные гряды и другие фигурные выкладки из камней» (1). Принимая это определение в принципе, следует заметить, что до стационарного исследования «прочих фигурных выкладок», у археологов есть основания для включения в состав святилищ только лабиринтов и курганов. Зарегистрированными к настоящему времени можно считать святилища на Б. Заяцком острове, м. Лабиринтов