Неизвестен

Каменные лабиринты Севера

разъяренного быка усмиряет Геракл и приводит его с Крита к Эфриефею, а мстящая Гераклу Гера переносит этого быка на Марафон, где его умерщвляет Тезей [N60е]'. Минотавр появляется на свет с помощью Дедала - искусного мастера. Дедал помог Пасифае удовлетворить свою страсть с помощью приспособления - деревянной коровы, покрытой шкурой настоящего животного(2). Т.е. Минотавр, так же как и Лабиринт имеют отпечаток руки Мастера. На Минотавре та же 'сделанность', что и на Лабиринте. Но, поскольку Минотавр есть дитя двух видов, 'чудовище, напрасное смешение двух пород, наполовину бык и наполовину человек'(3), то надо полагать, - это существо, как и все искусственно сделанное, не приспособлено для жизни на земле, среди людей. Скорее всего оно было слабое и безобидное и страшное только с виду. Ведь Тезей убил его ударом кулака. 'Тезей захватил Минотавра в самой крайней части Лабиринта и убил его ударом кулака' (4). Поэтому Минотавра необходимо было спрятать от людей, поместить его в комфортные условия. Дедал понимал это и построил Лабиринт - мифологический дворец для мифологического чудовища. Так как Минотавр является воплощением Неба и Подземелья одновременно, то и жилище для него должно иметь аналогичные структуры. 'Минотавр - это и человек и бык одновременно, но это и внук Солнца, а может быть и сын Зевса-быка-неба, а и по имени он Астерий, что значит Звездный, но, может быть и Солнечный. Наконец, особенностью всего мифа о Минотавре является то, что он подземный житель. Представление о нем раз и навсегда связывается у всех именно с подземельем, подземным миром. Это значит, что он сам есть какая-то ипостась воплощения, или, вообще говоря, символ подземного мира. В образе Минотавра скрестились и отождествились небо, море, наземный и подземный мир.'(5) Таким образом Дедалу предстояло построить дворец, имеющий аналогичную троичную структуру и совмещающий в себе качества Неба-Земли-Аида.

2. Некоторые описания Лабиринта.

Вот как описывает Лабиринт А.Ф. Лосев: 'Лабиринт - это огромное здание, по преимуществу подземное, с массой внутренних дворов и целыми тысячами комнат, с бесконечно длинными, извилистыми коридорами, с мало доступным входом и трудно находимым выходом: построено оно для Миноса, который прятал туда Минотавра. Мотив запутанности ходов во всем этом образе наиболее основной, и он содержится почти в каждом античном тексте о лабиринте [напр. N59, 59а,в]. Мыслится Лабиринт, вообще говоря, под землей и погруженный в абсолютную тьму. Однако встречается понимание Лабиринта и как огромной пещеры [напр. 59а,в]. Софокл [насколько можно судить по AnadI2027Bekker] представлял себе Лабиринт какой-то постройкой без крыши: 'необъятное (ahanes - 'разверстое') то, что не имеет крыши или настила'(6). В текстах, описывающих Египетский и Кносский лабиринты, упоминается о наличии в них усыпальниц царей и храмов Солнца. 'Внутри колонны из порфира, изображения богов, статуи царей, наводящие ужас образы. Большей частью дворцы эти расположены во мраке. Некоторые из дворцов так устроены, что когда раскрывают двери внутри, возникает страшный грохот. Лемноский лабиринт более известен 150 колоннами, которые при помощи колес были так ловко подвешены, что вращались от прикосновения ребенка.'(7) Итак, лабиринт - это архитектурное сооружение, в три уровня: подземный (царство мертвых), земной, небесный. Для создания определенного психологического состояния у находящегося в лабиринте человека использовались различные эффекты: грохот открывающихся дверей, неожиданно падающие колонны и прочие страшилки.

3. Лабиринт как культовый танец.

Лабиринт также связывается и с орхестрой для танцев в Кносском дворце с нанесенными на ней лабиринтными линиями (Минотавр - Астерий - Звездный - линии лабиринта - линии Звезд, линии судьбы. Танцуя следуешь звездам), облегчавшими танцорам проявить их искусство. '...тот же Дедал научил Тезея и его спутников священному танцу, исполнявшемуся по расходящимся и круговым линиям, что имитировало странствование в лабиринте и освобождение после убийства Минотавра'(8). В текстах есть упоминание об этом танце, названного делосцами 'журавль' (геранос).

'Те, кто на Крите избег ревущего дикого сына Пасифаи и мест извивного вкось Лабиринта, вкруг, владыка, твоих алтарей под звуки кифары танец вели круговой, и Тезей дирижировал хором.'(9) [Calli, Hymn IV, 310-315]

Надо полагать, что 'танец журавля' - психофизиологическая подготовка происхождения Лабиринта. Пройти ловушки Лабиринта мог только человек достаточно хорошо владеющий своим телом и психикой.