Неизвестен

Каменные лабиринты Севера

проходящих через его центр ('Maze'). Полагали, что 'прогулки' укрепляют душевное здоровье. Занятие считалось как глубоко христианским, так и респектабельным: лабиринты в Англии стали обязательным элементом парка загородной усадьбы, служили только для развлечения посетителей (усадьбы с графически четкой схемой аллей, стенки которых составляли стриженые кусты: Кусково, Останкино, Архангельское, Петергоф и др.).

Живые изгороди в виде лабиринта упоминаются в рукописях с середины XV в. Самая старая изгородь, посаженная еще в 1690г., уцелела в местечке Хэмптон Корт в Англии, дворцовый комплекса на берегу Темзы в 16 км к юго-востоку от Лондона - резиденции английских королей того времени. Лабиринт представлял собой сооружение под открытым небом, состоявшее из каменных стен в рост человека. В центре стоит два дерева со скамейками под ними. Этот лабиринт, длиной около 500 метров, описывает в своей книге 'Трое в лодке, не считая собаки' Джером К. Джером. Писатель иронизирует над склонностью своих современников тратить силы, время и средства ('два пенса') на блуждание в лабиринте.

Выполнявшие сначала чисто декоративную функцию, лабиринты в садах в виде живых изгородей постепенно становились все сложнее в композиционном отношении.

Самый известный лабиринт в России - Водный лабиринт в Гатчине.

Однако в реальности полному варианту архетипа: лабиринт, герой и чудовища так и суждено было воплотиться. Он продолжает существовать только в виде идеи или художественного образа. Например, в научно-фантастической литературе (Стругацкие: 'Хищные вещи века', рассказы Х. Борхес, У.Эко 'Имя Розы' и др.), компьютерных играх (Doom, Quake, Heretic и др.).

Современные психологи используют модель лабиринта для изучения бессознательного поведения животных, изучения мышление, памяти, способности к обучению. Большая часть выводов относительно интеллекта сделана на основе наблюдений за животными в лабиринте. Многие ученые считают поведение крысы в лабиринте достоверной метафорой всего, что может приключиться с человеком в жизни.

Идя по жизни, мы понятия не имеем, где окажемся завтра. Мы стремимся к цели, но не знаем, как ее достичь. Плутаем, рискуя оказаться в тупике. Ломаем голову: какую дорогу выбрать? Символ нашей жизни - лабиринт. История лабиринтов длинна, сложна и запутанна. Как и жизнь человека. Можно вспомнить, что люди привычно говорят: 'я зашел в тупик', 'я прижал его к стенке', 'жизненный путь', 'ложный путь', 'неожиданный поворот', - как бы подразумевая, что жизнь - это путешествие по лабиринту. Современное общество предполагает, что любой человек может справиться с лабиринтом и достичь ЦЕЛИ. Нужно только правильно проложить ПУТЬ. В этом помогает шаблон, иногда осознаваемый как агрессивный лабиринт.

С точки зрения Карла Юнга, бессознательное выполняет компенсаторную функцию по отношению к сознанию. Как только в сознательной установке человека по отношению к жизни, являющейся единством противоположностей, появляется односторонность, бессознательная часть психики эту односторонность компенсирует. Основной психического здоровья, успеха в жизни считается поддержание динамического равновесия сознательного и бессознательного.

Благополучные люди всегда точно знают источник своих побуждений. Как правило, люди с достаточно высокой душевной культурой в лабиринтах не нуждаются. Они ищут и находят адекватное приложение рациональным и иррациональным душевным порывам в реальном мире. Те люди, кто жертвует душевным комфортом ради сиюминутного успеха, часто следуют формуле 'Я это сделаю, хоть мне и противно'. Очень редко - 'Я это сделаю просто так, потому что я сам этого очень хочу'. Недостаточная адаптированность к изменившимся условиям вынуждает многих людей чаще пускать в ход логику и меньше прислушиваться к самому себе.

В психологическом смысле лабиринт есть выражение 'поисков центра' и его можно сравнить с незавершенной формой Мандалы. За последние 500 лет рисунок лабиринта эволюционировал от традиционной единственной линии к более усложненным формам. Начиная с XIX в. под влиянием развития математики основной узор стал еще более запутанным. В результате повсеместно появились хитроумные лабиринты-головоломки в парках, на площадках для игр и занятий спортом. В XX столетии мотив лабиринта используется в рекламе, компьютерных играх и фильмах. Таким образом, лабиринт совершил полный оборот - от бронзового века к веку компьютерному, однако продолжает быть моделью человеческой психики, человеческой культуры и, в конечном счете, человеческой вселенной.

Типичный