Марк Аврелий

Размышления

против кровохарканья и головокружений, и как это поможет в Кайете. И что, возмечтав о

философии, не попал я на софиста какого-нибудь и не засел с какими-нибудь

сочинителями да за разбор силлогизмов; и не занялся внеземными явлениями. Ибо все это

'в богах имеет нужду и в судьбе'.

ВТОРАЯ КНИГА

Писано в области квадов близ Грана.

1. С утра говорить себе наперед: встречусь с суетным, с неблагодарным, дерзким, с

хитрецом, с алчным, необщественным. Все это произошло с ними по неведению добра и

зла. А я усмотрел в природе добра, что оно прекрасно, а в природе зла, что оно постыдно,

а еще в природе погрешающего, что он родствен мне -

не по крови и семени, а причастностью к разуму и божественному

наделу. И что ни от кого из них не могу я потерпеть вреда -

ведь в постыдное никто меня не ввергает. а на родственного не

могу же я сердиться или держаться в стороне от него, раз мы

родились для общего дела, как ноги и руки, как ресницы, как

верхний ряд зубов и ряд нижний. Так вот: противодействовать

другому противно природе, а негодовать и отвращаться - это

противодействие.

2. Что бы я ни был такое - все это плоть, дыханье и ведущее. Брось книги, не

дергайся - не дано. Нет, как если б ты уже умирал, пренебреги плотью; она грязь, кости,

кровянистая

ткань, сплетение жил, вен, протоков. Посмотри и на дыханье: что

оно такое? дуновение, да и не постоянное, а то изрыгаемое, то

заглатываемое вновь. Ну а третье - ведущее. Так сообрази вот

что: ты уже стар; не позволяй ему и дальше рабствовать и дальше

дергаться в необщественных устремлениях, а перед судьбой и

дальше томиться настоящим или погружаться в грядущее.

3. Что от богов, полно промысла; что от случая - тоже не против природы или

увязано и сплетено с тем, чем управляет

промысл. Все течет - оттуда; и тут же неизбежность и польза

того мирового целого, которого ты часть. А всякой части природы

хорошо то, что приносит природа целого и что ту сохраняет.

Сохраняют же мир превращения, будь то первостихий или же их соединений. Прими это

за основоположения, и довольно с тебя. А жажду книжную брось и умри не ропща, а

кротко, подлинно и сердечно благодарный богам.

4. Помни, с каких пор ты откладываешь это и сколько уже раз, получив от богов

отсрочку, ты не воспользовался ею. А пора уж тебе понять, какого мира ты часть и какого

мироправителя истечение, и очерчен у тебя предел времени; потратишь его, чтобы так и

не просветлиться душой - оно уйдет, ты уйдешь, и

уж не придется больше.

5. С мужеской, с римской твердостью помышляй всякий час, чтобы делать то, что в

руках у тебя, с надежной и ненарочитой значительностью, приветливо, благородно,

справедливо, доставив себе досуг от всех прочих представлений. А доставишь, если

станешь делать всякое дело будто последнее в жизни, удалившись от всего случайного и

не отвращаясь под влиянием страсти от решающего разума, вдали от притворства,

себялюбия, неприятия сопутствующих решений судьбы. Видишь, сколь немногим

овладев, можно повести благотекущую и богоподобную жизнь - ведь и боги

ничего больше не потребуют от того, кто это соблюдает.

6. Глумись, глумись над собой, душа, только знай, у тебя уж не будет случая

почтить себя, потому что у каждого жизнь -

и все. Та, что у тебя, - почти уже пройдена, а ты не

совестилась перед собою и в душе других отыскивала благую свою

участь.

7. Дергает тебя что-нибудь вторгающееся извне? - Ну так дай себе досуг на то,

чтобы узнать вновь что-нибудь хорошее,

брось юлой вертеться. Правда же, остерегаться надо и другого

оборота: ведь глупец и тот, кто деянием заполнил жизнь до

изнеможения, а цели-то, куда направить все устремление, да

разом и представление, не имеет.

8. Не скоро приметишь злосчастного от невнимания к тому, что происходит в душе

другого; а те, кто не осознает движений собственной души, на злосчастие обречены.

9. О том всегда помнить, какова природа целого и какова моя, и как эта относится к

той, и какой частью какого целого является, а еще что никого нет, кто воспрещал бы и

делать, и говорить всегда сообразно природе, частью которой являешься.

10. Сравнивая погрешения, Феофраст хоть и делает это сравнение по-обыденному,

однако по-философски утверждает, что проступки, допущенные из вожделения, тяжелее

тех, что от гнева. Разве не явственно. что разгневанный отвращается от разума с некой

печалью, втайне сжимаясь; тот же, кто погрешает из вожделения, сдавшись наслаждению,

представляется