Марк Аврелий

Размышления

Гнаться за невозможным - безумие. А невозможно, чтобы негодные не

поступали в общем именно так.

18. Ни с кем не случается ничего, что не дано ему вынести. Вот с другим случилось

то же самое, а он либо не ведает, что оно случилось, либо выказывает величие своего

духа и остается уравновешен и не сломлен бедой. Так ведь это же страшно, чтобы

неведение или похвальба были сильнее благоразумения.

19. Вещи сами по себе ничуть даже не затрагивают души, нет им входа в душу и не

могут они поворачивать душу или приводить ее в движение, а поворачивает и в движение

приводит только она себя самое, и какие суждения найдет достойными себя, таковы для

нее и будут существующие вещи.

20. Вообще-то расположенность к человеку у нас чрезвычайная - поскольку надо

делать им хорошее и терпеть их.

А поскольку иные становятся поперек пути в деле, к какому я расположен, человек

уходит для меня в безразличное, не хуже солнца, ветра, зверя. Помешать деятельности

такое может, но для моего устремления и душевного склада это не помеха - при

небезоговорочности и переходе, когда мысль переходит и преобразует в первостепенное

всякое препятствие нашей деятельности. И продвигает в деле самая помеха делу и ведет

по пути трудность пути.

21. Из всего, что есть в мире, чти сильнейшее, а это то, что всем распоряжается и

всем ведает. Точно так же из всего, что в тебе, чти сильнейшее - оно как раз единородно

первому.

Ибо и в тебе это то, что распоряжается другими, и твоя жизнь им управляема.

22. Что не вредно городу, не вредит и гражданину. При всяком представлении о

вреде применяй такое правило: если городу это не вредит, не вредит и мне; если же

вредит городу, то не следует сердиться на повредившего городу. Недосмотр в чем?

23. Помышляй почаще о той быстроте, с которой проносится и уходит все, что

существует или становится. Ибо и естество, подобно реке, в непрерывном течении, и

действия в постоянных превращениях, и причины в тысячах разворотов; даже и то, что

близко, ничуть не устойчиво, а беспредельность как прошлого, так и будущего - зияние, в

котором все исчезает. Ну не глуп ли

тот, кто при всем том надувается или дергается или вопит,

словно велик этот срок и надолго эта досада.

24. Помни о всеобщем естестве, к коему ты такой малостью причастен, и о

всецелом веке; коего краткий и ничтожный отрезок тебе отмерен, и о судьбах, в коих

какова вообще твоя часть?

25. Другой погрешил чем-то против меня? Пусть сам смотрит

- свой душевный склад, свои действия. А я сейчас при том, чего хочет для меня общая

природа, и делаю я то, чего хочет от меня моя природа.

26. Ведущая и главенствующая часть твоей души пусть не знает разворотов от

гладких или же шероховатых движений плоти и пусть не судит с ней заодно, но очертит

это и ограничит эти переживания соответствующими частями тела. Когда же они

передаются мысли по иному - по единострастию единенного тела,

тогда не пытаться идти против ощущения, раз уж оно природно;

пусть только ведущее от самого себя не прилагает признания,

будто это добро или зло.

27. Жить с богами. А живет с богами, кто упорно показывает им, что душе его

угодно уделяемое ей, и что делает она то, чего желает ее гений, коего, словно кусочек

себя, Зевс каждому дал защитником и водителем. Дух и разум каждого - это он.

28. На потного сердишься ты? на того, у кого изо рта пахнет? Ну что, скажи, ему

поделать? такой у него рот, пазуха такая, и неизбежно, чтобы было оттуда такое

выделение. - Но

ведь человек разум имеет, мог бы заняться этим и сообразить, в

чем погрешность. - Вот хорошо-то! Выходит, и у тебя разум; так

ты и продвинь своим разумным складом разумный склад другого;

укажи, напомни. Послушается, так исцелишь, и сердиться нечего.

Ни на подмостках, ни на мостовой.

29. Как ты помышляешь жить, уйдя отсюда, так можешь жить и здесь; а не дают,

тогда вовсе уйди из жизни, только не так, словно зло какое-то потерпел. Дымно - так я

уйду; экое дело,

подумаешь. А покуда ничто такое не уводит меня из жизни - я

независим, и никто не помешает мне делать то, что желаю в

согласии с природой разумного и общественного существа.

30. Разум целого обществен - сделал же он худшее ради лучшего, а в лучшем

приладил одно к другому. Ты видишь ли, как

он все подчинил, сочинил, всякому воздал по достоинству и

господствующее привел к единению друг с другом.

31. Как ты относился до сих пор к богам, родителям, братьям, жене, детям,

учителям, дядькам, друзьям, домашним,