Марк Аврелий

Размышления

Эпиктетов! Это же пусть явится тебе и обо всяком другом и человеке, и деле.

20. Меня одно-единственное касается: как бы самому мне не сделать такого, чего

не желает строение человека, или так, как оно не желает, или чего сейчас не желает.

21. Недалеко забвение: у тебя - обо всем и у всего - о тебе.

22. Любить и тех, кто промахнулся, - это свойственно человеку. А это получится,

если учтешь и то, что все - родные, заблуждаются в неведении и против своей воли, и

что вы скоро

умрете оба, а более всего, что не повредил он тебе, ибо ведущее

твое не сделал хуже, чем оно было прежде.

23. Природа целого из всего, что есть, словно из воска, слепила коня какого-

нибудь, потом смешала это и взяла вещество для древесной природы, а там, положим, для

человека, после еще на что-нибудь. И всякий раз это очень ненадолго. И не страшнее

ларцу быть сломанным, чем быть собранным.

24. Озлобленное лицо очень уж не согласно с природой; если она часто замирает

или является видимостью, она в конце концов угаснет, так что невозможно будет ее

разжечь. Поэтому старайся осознавать, что это противно разуму. Ведь если уйдет

ощущение своего заблуждения, тогда жить зачем?

25. Все, что видишь, вот-вот будет превращено природой-распорядительницей

всего; она сделает из того же естества другое, а из того еще другое, чтобы вечно юным

был мир.

26. Если кто чем-нибудь погрешил против тебя, сразу подумай: что он, делая это,

признавал добром и злом? Это усмотрев, пожалеешь его без изумления или гнева. Ведь

либо ты и сам еще считаешь добром то же или почти то же самое, что и он

- тогда надо прощать; либо ты уже не признаешь добром и злом всякое такое, и тогда

тебе не так уж трудна будет

благожелательность к менее зоркому.

27. Не мыслить отсутствующее как уже существующее; счесть, сколько

превосходного в настоящем, и в связи с этим напоминать себе, как бы оно желанно было,

если б его не было. С другой стороны, остерегайся, как бы вот этак радуясь, не

привыкнуть тебе настолько это ценить, чтобы смутиться, утратив это.

28. Крепись в себе самом. Разумное ведущее по природе самодостаточно, если

действует справедливо и тем самым хранит тишину.

29. Сотри представление. Не дергайся. Очерти настоящее во времени. Узнай, что

происходит, с тобой ли или с другим. Раздели и расчлени предметы на причинное и

вещественное. Помысли о последнем часе. Неправо содеянное оставь там, где была

неправота.

30. Сопутствовать мыслью тому, что говорится. Погружать мысль в то, что

происходит и производит.

31. Просветлись простотой, скромностью и безразличием к тому, что среднее

между добродетелью и пороком. Полюби человеческую природу. Следуй за богом.

Говорит философ: Всецело по обычаю, а по правде только первостихии. Но довольно

помнить: Всецелое - по своему обычаю. Вот уж совсем мало.

32. О смерти: или рассеянье, если атомы, или единение, и тогда либо угасание,

либо переход.

33. О боли: что непереносимо, уводит из жизни, а что затянулось, переносимо. И

мысль через обретение себя сохраняет свою тишину, и ведущее не станет хуже. А раз уж

какие-то части пострадали от боли, то пусть, если могут, сами заявят об этом.

34. О славе. Рассмотри их разумение, каково оно, чего избегает и за чем гонится. А

еще: как морской песок опять и опять ложится поверх прежнего, так прежнее в жизни

быстро заносится новым.

35. 'У кого есть мысль великолепная и созерцающая время и бытие в целом, тому

человеческая жизнь представится ли, как ты думаешь, чем-нибудь значительным? -

Исключено, сказал тот. -

Так, видно, и смерть для такой мысли не покажется чем-то ужасным? - Ни в коем случае'.

36. Творя добро, слыть дурным - царственно.

37. Безобразно, когда послушное лицо соблюдает вид и порядок по воле разумения,

а в самом-то разумении ни вида, ни порядка.

38. На ход вещей нам гневаться не следует - Что им за дело? !

39. Дай же бессмертным богам и нам, земнородным, отраду.

40. Жизнь пожинать, как в пору зрелый злак, - Того уж нет, а тот стоит.

41. Пренебрегли детьми и мною боги - что ж, Знать, есть и в этом смысл.

42. Ибо благо со мной и правда со мной.

43. Не рыдай с другим, не задыхайся.

44. 'А я, пожалуй, справедливо отвечу ему таким словом, что нехорошо ты, друг,

считаешь, если думаешь, что человек, который вообще на что-нибудь годен, должен

прикидывать, жить ему или умереть (от чего проку мало), а не смотреть единственно на

то, справедливо ли он действует или несправедливо, как достойный человек или дурной'.

45. 'В том, мужи афиняне,