Марк Аврелий

Размышления

на пути. - Так ведь против 'справедливо',

'здравомысленно', 'рассудительно' это ничто. А

если и воспрепятствует чему-нибудь действенному, то самым благорасположением к

этому препятствию и благожелательностью перехода к тому, что налицо, тотчас

навстречу выступит другое действие, прилаженное к тому распорядку, о котором речь.

33. Брать без ослепления, расставаться с легкостью.

34. Видал ты когда-нибудь отрубленную руку, или ногу, или отрезанную голову,

лежащую где-то в стороне от остального тела? Таким делает себя - в меру собственных

сил - тот, кто не желает происходящего и сам же себя отщепляет или творит что-

нибудь противное общности. Вот и лежишь ты где-то в стороне от природного единения,

ты, который родился как часть его, а теперь сам себя отрубил. Но вот в чем здесь

тонкость: можно тебе воссоединиться снова. Этого бог не позволил никакой другой

части, чтобы сперва отделиться и отсечься, а потом сойтись. Ты посмотри, как это

хорошо он почтил человека: дал ему власть вовсе не порывать с целым, а если порвет,

то дал прийти обратно, срастись и снова стать частью целого.

35. Вообще по своим способностям всякое разумное существо

- примерно то же, что природа разумных существ. Вот и это мы от нее взяли: как она

включает все, что становится на пути или

против идет, вмещает это в свою судьбу и делает частью себя самой, так и разумное

существо может всякое препятствие сделать собственным материалом и распоряжаться

им по исходному устремлению.

36. Пусть не смущает тебя представление о жизни в целом. Не раздумывай, сколько

еще и как суждено, наверное, потрудиться впоследствии. Нет, лучше спрашивай себя в

каждом отдельном случае: что непереносимого и несносного в этом деле? Стыдно будет

признаться! А потом напомни себе, что не будущее тебя гнетет и не прошлое, а всегда

одно настоящее. И как оно умаляется, если определишь его границу, а мысль свою

изобличишь в том, что она такой малости не может выдержать.

37. Что, сидит ли у могилы своего господина Панфия или Перга м? Или, может,

Хабрий и Диотим у Адриана?! - Смешно. Ну

а сидели бы, так те бы чувствовали? ну а почувствовали бы, так

и возрадовались? а возрадовались бы, так бессмертны бы стали?

Не суждено разве было и этим сперва сделаться старухами и стариками, а там и умереть?

и что же делать тем после того, как умерли эти? Все это мешок смрада и грязи.

38. Если способен остро смотреть, смотри, как сказано, с суждением, взглядом

мудрости.

39. Не вижу в устроении разумного существа тон добродетели, которая

противостояла бы справедливости; а вот наслаждению - вижу: воздержность.

40. Не признаешь того, что, казалось, причиняет тебе печаль, и вот сам ты уже в

полной безопасности. - Кто это сам?

- Разум. - Так я же не разум. - Будь. И пусть разум себя самого не печалит. А если

чему-нибудь там у тебя плохо, пусть

оно само за себя признается.

41. Помеха в ощущениях - беда животной природы. Помеха устремлению также

беда животной природы. Знает такие помехи и

беды также и растительное устроение. Вот и помеха разуму -

беда разумной природы. Все это переноси на себя. Боль,

наслаждение тебя коснулись? Ощущение рассмотрит. Вышла

стремлению препона? Если ты устремился безоговорочно, это уж

точно беда разумного существа. Но если считаешься с общим, то

нет ни вреда, ни помехи. Ибо тому, что принадлежит разуму,

другой никогда не помешает; не касаются его ни огонь, ни

железо, ни тиран, ни клевета, ничто вообще; коль станет круглым

сфером, им останется.

42. Хоть не достоин, а никак себя не печалить; я ведь и другого никогда по своей

воле не опечалил.

43. У всякого своя радость. У меня вот - когда здраво мое ведущее и не

отвращается ни от кого из людей и ни от чего, что случается с людьми, а напротив,

взирает на все доброжелательным взором, все приемлет и всем распоряжается по

достоинству.

44. Ты подари себе вот это время. Кто гонится за славой в потомстве-, не

учитывает, что те будут другие эти, которые в тягость, и тоже смертные. И вообще, что за

дело тебе, какие они там издают звуки и как именно признают тебя?

45. Возьми и брось меня, куда хочешь - ведь и там будет со мной милостив мой

гений, иначе говоря, удовольствуется

состоянием или действием, сообразным собственному устроению. Ну

стоит ли оно того, чтобы из-за этого была неблагополучна моя

душа, чтоб была она себя самой хуже - низкая, желающая,

сжавшаяся, пугливая? да найдешь