Марк Аврелий

Размышления

овладеешь созвучием, постоянно возвращаясь к нему.

12. Если бы у тебя и мать была сразу, и мачеха, ты бы и эту почитал, а все-таки

постоянно ходил бы к той. Вот так у тебя теперь придворная жизнь и философия: ходи

почаще туда и у той отдыхай, из-за которой ты способен принять эту другую, и она тебя.

13. Как представлять себе насчет подливы или другой пищи такого рода, что это

рыбий труп, а то - труп птицы или свиньи;

а что Фалернское, опять же, виноградная жижа, а тога,

окаймленная пурпуром, - овечьи волосья, вымазанные в крови

ракушки; при совокуплении - трение внутренностей и выделение

слизи с каким-то содроганием. Вот каковы представления, когда

они метят прямо в вещи и проходят их насквозь, чтобы

усматривалось, что они такое, - так надо делать и в отношении

жизни в целом, и там, где вещи представляются такими уж

преубедительными, обнажать и разглядывать их невзрачность и

устранять предания, в какие они рядятся. Ибо страшно это

нелепое ослепление, и как раз когда кажется тебе, что ты чем-то

особенно важным занят, тут-то и оказываешься под сильнейшим

обаянием. Вот и смотри, что сказал Кратет о самом Ксено-крате.

14. Большую часть того, чем восхищается толпа, можно свести к совсем общему

родовому, к тому, что соединено состоянием или природой - камни, бревна, смоковницы,

виноград,

маслины. У тех, в ком больше соразмерности, - склонность к

тому, что соединено душой, как стада, табуны. Кто поизысканнее

- привязаны к тому, что соединено разумной душой, только не всеобщей, а поскольку

она что-нибудь умеет или имеет

какой-нибудь навык, иначе говоря, к тому, чтобы обладать множеством двуногих. Тот же,

кто чтит разумную, всеобщую и гражданственную душу, тот уж на другое не станет

смотреть, а прежде всего свою душу бережет в ее разумном и общественном состоянии и

движении и сродникам своим способствует в том же.

15. Одно торопится стать, другое перестать; даже и в том, что становится, кое-что

уже угасло; течение и перемена постоянно молодят мир, точь-в-точь как беспредельный

век вечно молод в непрестанно несущемся времени. И в этой реке можно ли сверх меры

почитать что-нибудь из этого мимобегущего, к чему близко стать нельзя, - все равно как

полюбить какого-нибудь

пролетающего мимо воробышка, а он гляди-ка, уж и с глаз долой.

Вот и. сама жизнь наша - нечто подобное: как бы испарение крови и вдыхание воздуха.

Ибо каково вдохнуть воздух однажды и

выдохнуть, что мы все время делаем, таково ж и приобретенную тобой с рождением

вчера или позавчера самое дыхательную способность разом вернуть туда, откуда ты ее

почерпнул.

16. Не дорого дышать, как растения, вдыхать, как скоты и звери, впитывать

представления, дергаться в устремлении, жить стадом, кормиться, потому что это

сравнимо с освобождением кишечника. Что ж дорого? Чтоб трубили? Нет. Или чтоб

языками трубили? ведь хвалы людей - словесные трубы. Значит и славу ты

бросаешь. Что ж остается дорогого? Мне думается - двигаться и

покоиться согласно собственному строю; то, к чему ведут и

упражнения, и искусства. Ведь всякое искусство добивается того,

чтобы нечто устроенное согласовалось с делом, ради которого оно

устроено. Так садовник, ухаживающий за лозой, или тот, кто

объезжает коней или за собакой ухаживает, заботится об этом. А

воспитатели, учителя о чем же пекутся? Это и дорого, и если это

в порядке, то обо всем другом не твоя забота. Неужели не

перестанешь ты ценить и многое другое? Тогда не бывать тебе

свободным, самодостаточным, нестрастным, потому что неизбежно

станешь завидовать, ревновать, быть подозрительным к тем, кто

может отнять это, или еще станешь злоумышлять против тех, кто

имеет это ценимое тобой. Вообще неизбежно в совершенное

замешательство прийти тому, кто нуждается хоть в чем-нибудь

таком, да и в богохульство впасть. А вот трепет перед

собственным разумением и почитание его сделают, что и сам себе

будешь нравиться, и с сотоварищами ладить, и с богами жить в

согласии, то есть славить все, что они уделяют и устрояют.

17. Вверх, вниз, по кругу несутся первостихии, но не в этом движение добродетели;

оно - нечто более божественное и

блаженно шествует своим непостижным путем.

18. Нет, что они делают! - людей, живущих в одно с ними время и вместе с ними,

они хвалить не желают, а сами тщатся

снискать похвалу у потомков, которых никогда не видели и не

увидят. Отсюда совсем уж близко