Марк Аврелий

Размышления

начала и источника.

34. Добровольно вручай себя пряхе Клото и не мешай ей впрясть тебя в какую ей

будет угодно пряжу.

35. Все на день, и кто помнит, и кого.

36. Созерцай непрестанно, как все становящееся становится в превращениях, и

привыкай сознавать, что природа целого ничего не любит так, как превращать сущее,

производя молодое, подобное старому. Ибо некоторым образом все сущее есть семя

будущего, ты же думаешь, семя - то, что падает в землю или в лоно - очень уж по-

обывательски это.

37. Умрешь вот, так и не сделавшись ни цельным, ни безмятежным, ни чуждым

подозрений, будто может прийти к тебе вред извне; так и не сделавшись ко всем мягок, не

положив себе, что разум единственно в том, чтобы поступать справедливо.

38. Разгляди их ведущее, хотя бы и разумных, - за чем гонятся, чего избегают.

39. В чужом ведущем твоей беды нет, как нет ее, конечно, и в том или ином

развороте или изменении внешнего. Но где же? Там, где происходит признание беды. Так

вот: пусть не идет оттуда признание, и все у тебя хорошо. И если даже это твое тело

режут и жгут, если оно гноится, гниет, пусть та доля, которая ведает признанием этого,

будет покойна, то есть пусть так рассудит, что это ни добро, ни беда, раз может такое

случиться и с хорошим человеком, и с дурным. Ибо что равно случается и с тем, кто

живет по природе, то уже ни по природе, ни против природы.

40. Как о едином существе! помышлять всегда о мире, о едином по естеству и с

единой душой, и о том, как все, что ни есть в нем, передается в единое чувствование, и

как оно единым устремлением делает все разом, и как все сопричинно тому, что

становится, и как здесь все увязано и сметано.

41. Ты - душонка, на себе труп таскающая, говаривал Эпиктет.

42. Нет беды тому, что в превращение ввергается, равно как и блага тому, что из

превращения рождается.

43. Вечность - как бы река из становлении, их 'властный поток. Только показалось

что-то и уж пронеслось; струя это

подносит, а то унесла.

44. Что ни случается - привычно, знакомо, как роза по весне или плоды летом.

Таковы и болезнь, и смерть, клевета,

коварство и сколько еще такого, что радует или огорчает

глупцов.

45. Вновь наступающее всегда расположено следовать за предшествующим. Это

ведь не перечисление какое-то отрывочное и всего лишь принудительное, а осмысленное

соприкосновение. И подобно тому, как ладно расставлено все сущее, так и становящееся

являет не простую последовательность, а некую восхитительную расположенность.

46. Всегда помнить гераклитово: смерть земли стать водою, смерть воды стать

воздухом, воздуха - огнем, и обратно. Вспоминать и о том, кто забывает, как ведет эта

дорога. А еще, что люди особенно ссорятся с тем, с кем более всего имеют общение, -

с разумом, который управляет целым; и с чем они каждый день встречаются, то кажется

им особенно странным. И что не надо действовать и говорить как во сне - ведь нам и

тогда кажется, будто мы действуем и говорим. И что не надо этого: 'дети своих

родителей', а попросту сказать: 'Живем, как повелось'.

47. Вот сказал бы тебе кто-нибудь из богов, что завтра умрешь или уж точно

послезавтра - не стал бы ты ломать голову,

чтобы умереть именно послезавтра, а не завтра, если ты,

конечно, не малодушен до крайности. В самом деле, велик ли

промежуток? Точно так же через много лет или завтра - не

думай, что велика разница.

48. Постоянно помышлять, сколько уж умерло врачей, то и дело хмуривших брови

над немощными; сколько звездочетов, с важным видом предрекавших другим смерть;

сколько философов, бившихся без конца над смертью и бессмертием; сколько воителей,

которые умертвили многих; сколько тиранов, грозно, словно они боги, распоряжавшихся

чужой судьбой. Да сколько и городов, так сказать, умерло: Гелика, Помпеи, Герку-ланум

и другие без счета. Переходи к своим знакомым, одному за другим: этот хоронил того, а

потом протянул ноги и сам, а этот другого, и все это в скорости. И вообще: увидеть в

человеческом однодневное, убогое; вчера ты слизь, а завтра мумия или зола. Так вот -

пройти в согласии с природой эту малость времени и

расстаться кротко, как будто бы упала зрелая уже оливка,

благославляя выносившую ее и чувствуя благодарность к

породившему ее древу.

49. Быть похожим на утес, о который непрестанно бьется волна; он стоит, - и

разгоряченная влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! - Нет!

Счастлив я,