Марк Аврелий

Размышления

и закону.

Ничуть, таким образом, не различаются прямой разум и прямая справедливость.

2. Пренебрежешь песней прелестной, пляской, двоеборьем, если разделишь

цельное звучание на отдельные звуки и о каждом спросишь себя: что, действительно он

тебя покоряет? Ведь отвернешься же! Вот и с пляской так, во всяком ее движении или

положениях; то же и с двоеборьем. В целом: за исключением добродетели и того, что от

нее происходит. не забывай спешить к составляющим, а выделив их, приходить к

пренебрежению. Это же переноси на жизнь вообще.

3. Какова душа, которая готова, когда надо будет, отрешиться от тела, то есть либо

угаснуть, либо рассеяться, либо пребыть. И чтобы готовность эта шла от собственного

суждения, а не из голой воинственности, как у христиан, - нет,

обдуманно, строго, убедительно и для других, без театральности.

4. Сделал я что-нибудь для общества - сам же и выгадал. Пусть это будет у тебя

под рукой и всякий оаз является; и не

прекращай никогда.

5. У тебя какое искусство? - Быть добротным. А может ли это хорошо произойти

иначе, как по правилам учения - тем ли, что относятся к природе целого, или же тем, что

относятся к

собственно человеческому устроению?

6. Сперва вывели трагедию в напоминание о том, чтб случается и что по природе

это случается, и если в театре увлекаетесь этим, так не тяготитесь этим же самым в театре

просторнейшем. Вы же видите, что так и надо этому свершаться, и что сносят это и те,

кто вопит 'О-о, Киферон!'. К тому ж некоторые вещи у сочинителей этих выражены

дельно - вот,

скажем, такое: 'Пренебрегли детьми и мною боги - что ж! Знать,

есть и в этом смысл. . . ', или опять же: 'На ход вещей нам

гневаться не след', или еще: 'Жизнь пожинать, как в пору зрелый

злак', и сколько еще такого. После трагедии вывели древнюю

комедию, полную воспитующей смелости и прямотой речей дельно

напоминающую о том, что никому не пристало ослепление. Вот

зачем Диоген это перенял. После была некая средняя комедия и,

наконец, новая; перенята ли она вообще зачем-нибудь или

потихоньку соскользнула к чрезмерному подражанию - поди узнай.

Ведь известно, что и эти кое-что дельно говорят, но общая-то задача таких произведений

и драматического искусства - какую

цель перед собой имела?

7. Каким образом ясно является уму, что нет в жизни другого положения, столь

подходящего для философствования, как то, в котором ты оказался ныне.

8. Ветка, отрубленная от соседней ветки, непременно уже отрублена и от всего

растения. Точно так человек, отщепленный от одного хотя бы человека, отпал уже от всей

общности. Да ветку-то хоть другой отрубает, а человек сам отделяет себя от ближнего,

если ненавидит и отвращается, того не ведая, что заодно и от всей гражданственности

себя отрезал. И тут - дар

Зевеса, зиждителя общности: дано нам вновь срастись с соседом и вновь составить целое.

Ну конечно, если то, что сопряжено с таким разделением, будет случаться не раз, то,

зайдя далеко, произведет малосоединимое и маловосстановимое. Да и вообще не

одинаковы ветка, изначально единорастущая и не изменившая единодушию, и наново

привитая после того, как была отрублена,

- что бы ни говорили садоводы. Единорастущий - и не единомысленный!

9. Те, кто становится тебе поперек, когда ты идешь вперед сообразно прямому

разуму. от здравого деяния тебя не отвратят и твоей к ним благожелательности пусть не

лишатся. Равно заботься о двояком: не о том только, чтобы суждения и деяния твои были

устойчивы, но также и о том, чтобы оставаться мягким в отношении тех, кто собирался

тебе помешать или как-нибудь еще досадить. Потому что бессильно и это, на них

досадовать, точно так же как отступиться от своего дела или поддаться смятению. Ведь

оставляют боевой строй оба - и тот, кто дрогнул, и тот,

кто отчуждается от своего единоплеменника и друга по природе.

10. 'Искусства выше всякое природное' - оттого искусства и подражают

природам. А если так, то уж совершеннейшая и самая

многообъемлющая из природ не уступит, думается, хотя бы и самой

искусной изобретательности. И как все искусства делают более

низкое ради высшего, так же точно и общая природа. Вот, вот где

рождается справедливость, а из нее возникают остальные доблести

- ведь не уследить нам за справедливым, если станем небезразличны к средним вещам

или же будем легковерны,

опрометчивы и переменчивы.

11. Раз уж сами не приходят к тебе вещи, за которыми ты гонишься и от которых -

также в смятении - бежишь, а это