Марк Аврелий

Размышления

требовать того же. И все это

соблюдать с непринужденностью.

61. Искусство жить похоже скорее на искусство борьбы, чем танца, потому что

надо стоять твердо и с готовностью к

62. Внимательно рассматривать, кто они такие, те, чьих отзывов ты домогаешься, и

каково их ведущее. Потому что ты не станешь бранить тех, кто ошибается против своей

воли, и в свидетельстве их не будешь нуждаться, когда заглянешь в источники их

признания и устремления.

63. Сказано: против воли лишается истины всякая душа. Точно так же и

справедливости, здравомыслия, благожелательности и всего такого. И ничего нет важнее,

как вспоминать об этом непрестанно - будешь со всеми тише.

64. При всякой боли пусть у тебя будет под рукой, что не постыдна она и что

правительницу-мысль хуже не делает, так как не губит ее ни в ее вещественном, ни в

общественном. И при любой почти боли пусть поможет тебе еще и эпикурово:

переносимо и не вечно, если помнишь о границах и не примысливаешь. Помни и о том,

что многое, на что мы сетуем, втайне тождественно страданию - так с сонливостью,

потением, с вялостью к еде. Так

вот, когда ты раздражен чем-нибудь таким, говори себе, что

поддался страданию.

65. Смотри, к нелюдям не относись так, как люди к людям.

66. Да откуда мы знаем, что душевный склад Телавга не был добротнее Сократова?

Не довольно же, что кончина Сократа славнее, что он бойчее вел беседы с софистами,

легче переносил ночные заморозки, а когда приказали привезти саламинца, решил, что

это будет мужественно - воспротивиться, а еще красовался

на дорогах - всем этим вполне еще можно заняться, как оно

доподлинно было. Нет, здесь надо рассмотреть то, какова была

душа Сократа и сумел ли он довольствоваться тем, чтоб быть

справедливым к людям и праведным перед богами, не досадуя ни на

что попусту и чужому неведению не рабствуя, ничуть не

отчуждаясь от того, что уделяет природа целого, и не соглашаясь

на это словно невыносимое, и телесным страстям не предоставляя

единострастный разум.

67. Не в такое сцепление замешала природа, чтобы нельзя было определить себе

границу и себе подчинить все свое: она очень даже допускает, чтобы человек дошел до

божеского и при том остался не узнан как таковой. Об этом всегда помни, а еще о том,

как мало надо, чтобы жить счастливо. Так что если ты изверился в своем знании

диалектики или природы, не отказывайся из-за этого быть благородным, почтительным,

общественным и послушным богу.

68. Прожить неприневоленно в совершенном благодушии, хотя бы кричали о тебе,

что им вздумается. хотя бы звери раздирали члены вот этого вокруг тебя наросшего

месива. Ведь разве что-нибудь мешает мысли сохранять свою тишину, благодаря

истинному суждению об окружающем, а также готовности распоряжаться именно тем,

что ей выдалось? Так, чтобы суждение говорило тому, чтб ему выпадает: ты -

естественно, хотя и

покажешься не таким; а то, что распоряжается, говорило бы тому,

что ему подпадает: а вот и ты, потому что для меня всегда

именно настоящее предмет разумной и общественной доблести и

вообще искусства человеческого и божественного. Ибо все, что

случается, с богом или человеком - по их расположению, и нет в

нем ничего нового или несподручного, а все знакомо и исполнимо.

69. Совершенство характера - это то, чтобы всякий день проводить как последний,

не возбуждаться, не коснеть, не

притворяться.

70. Боги бессмертны, а не сетуют, что уж придется им целую вечность терпеть

вечно великое множество прескверных людей; более того, боги всячески о них заботятся;

а ты, который вот-вот прекратишься, зарекаешься - ты, из скверных один.

71. Смешно это: собственной порочности не избегать, хоть это и возможно, а

чужую избегать, что никак невозможно.

72. Что разумная и гражданственная сила находит не духовным и не

общественным, то она по праву считает весьма ей уступающим.

73. Ты сделал добро, другому - сделано добро. Что же ты, как безумец, ищешь

что-то третье сверх этого? чтобы еще и

знали, как хорошо ты сделал, или чтобы возмещение получить?

74. Благодетельствуемый не устает. Благодеяние есть деяние, согласное с

природой. Так не уставай же, благодетельствуя, благодетельствовать себе.

75. Природа целого устремилась к миропорядку. И теперь, что ни происходит, либо

происходит последственно, либо лишено всякого смысла даже и самое главное, к чему

собственно устремляется всемирное ведущее. Вспомнишь это, и много тише будет у тебя

на душе.

ВОСЬМАЯ КНИГА

1. Против