Марк Аврелий

Размышления

тщеславия еще и то помогает, что уж не можешь сказать, будто прожил

как философ всю жизнь или хоть с юности

- нет, и людям, и тебе самому явственно, что далек ты от философии. Ты погряз, и

теперь нелегко снискать славу философа,

да и положение ничуть не способствует. А потому, если ты по правде увидел, в чем дело,

так уж оставь то, каков покажешься другим; довольно тебе, если проживешь, сколько

тебе там остается, так, как хочет твоя природа. Вот и рассмотри, чего она хочет, и пусть

ничто другое тебя не трогает - изведал же

ты, как после стольких блужданий ты нигде не обрел счастливой жизни: ни в

умозаключениях, ни в богатстве, ни в славе, ни в удовольствии - нигде. Тогда где ж она?

В том, чтобы делать,

чего ищет природа человека. А как ему сделать это? Держаться основоположений, из

которых устремления и деяния. Каких основоположений? О добре и зле: нет человеку

добра в том, что не делает его справедливым, здравомысленным, мужественным,

свободным, и никакого нет зла в том, что не делает противоположного этому.

2. При всяком деяний спрашивай себя: подходит ли оно мне? не раскаюсь ли?

Немного - и все кончено, и не станет ничего.

Так чего же еще искать, кроме нынешнего дела для существа разумного, общественного и

равноправного с богом?

3. Но Александр, Гай, Помпеи - что они рядом с Диогеном, Гераклитом,

Сократом? Эти видели вещи, их причины и вещество, и ведущее их оставалось самим

собой; а там, сколько прозорливости, столько же и рабства.

4. 5. Что они будут делать все то же, хоть разорвись. Во-первых, уйди от смятения,

потому что все по природе целого, и в скором времени будешь никто и нигде, как

Адриан, как Август. А потом: уставившись на дело, на него гляди и, припомнив, что

должно тебе быть человеком достойным и чего требует от человека природа, делай это

без оглядок и говори, как представляется тебе всего справедливее - только

доброжелательно, совестливо, непритворно.

6. Природа целого занята тем, чтобы переложить отсюда туда, превратить, оттуда

взять, сюда принести; одни развороты

- небывалого не опасайся; все привычно, да и равны уделы.

7. Всякая природа довольна, когда шествует благим путем. А разумная природа

шествует благим путем, когда не дает согласия на ложное или неявственное в

представлениях, устремления направляет только на деяния общественные, а желания и

уклонения оставила при том, что зависит только от нас, и приветствует все, что идет от

всеобщей природы. Ведь она часть целого, как природа листа - часть природы растения.

Только природа листа

- часть природы бесчувственной, неразумной и подвластной помехам, человеческая же

природа - часть природы невредимой, духовной и справедливой, раз уж она всякому дает

равные и

достойные уделы времени, естества, причинного, деятельности, обстоятельств.

Разумеется, здесь смотри не на то, чтобы равенство было во всякой частности, а на то, что

все вкупе у одного отвечает всему вместе в другом. .

8. Читать невозможно, но гордыню оттеснить можно, но одолевать наслаждение и

боль можно, но быть выше славы их можно, на бесчувственных и неблагодарных не

гневаться, а еще заботиться о них - можно.

9. И чтобы никто от тебя не слышал больше, как ты хулишь жизнь при дворе - и

сам ты от себя.

10. Раскаяние, когда спохватишься, что упустил нечто дельное; а ведь доброе - это

непременно нечто дельное, и

человеку достойному и прекрасному следует стараться о нем. Но

ведь прекрасный и достойный человек не может раскаиваться, что

он упустил какое-нибудь наслаждение, а следовательно,

наслаждение и не дело, и не благо.

11. Это вот - что оно само по себе в своем строении? что в нем естественно и

вещественно? что причинно?! что оно делает

в мире? как долго существует?

12. Когда тяжко просыпаться, вспомни, что это по твоему строению и по

человеческой природе - производить общественные

деяния, а спать - общее с существами неразумными; а что кому

по природе, то и располагает больше, то ему и сродни и более

того - ему заманчиво.

13. Постоянно и при всяком, по возможности, представлении вести рассуждение о

природе, страстях, познании.

14. Кого ни встретишь, говори себе наперед: каковы у этого основоположения о

добре и зле? Ведь если о наслаждении и боли и о том, что их вызывает, если о славе,

бесславьи, жизни и смерти он держится, скажем, таких вот положений, то для меня не

будет удивительно или странно, когда он поступит так вот и так; я же не забуду, что так

он вынужден поступать.

15.