Марк Аврелий

Размышления

Паук изловил муху и горд, другой кто - зайца, третий выловил мережей

сардину, четвертый, скажем, вепря, еще кто-то медведей, иной - сарматов. А не

насильники ли они все, если разобрать их основоположения?

11. Как все превращается в другое, к созерцанию этого найди подход и держись его

постоянно, и упражняйся по этой части, потому что ничто так не способствует высоте

духа. Высвободился из тела и тот, кто сообразив, что вот-вот придется оставить все это и

уйти от человеческого, отдался всецело справедливости в том, в чем собственная его

деятельность, а в прочем, что случается, - природе целого. А кто о нем скажет

или что за ним признает, или сделает против него, этого он и в

ум не берет, довольствуясь следующими двумя вещами: ныне по

справедливости действовать, и ныне ему уделяемое - любить. А

всякую суету и старания он отбросил и ничего не желает кроме

того, чтоб, следуя закону, шествовать прямо и, шествуя прямо,

следовать богу.

12. Что нужды разгадывать, когда можно рассмотреть, что надо сделать; и если

усматриваешь, то ступать вперед благожелательно, безоглядочно, а если не

усматриваешь, то подождать и прибегнуть к тем, кто лучше других посоветует; а если

другое что-нибудь этому мешает, то, исходя из наличного, подвигаться вперед

рассудительно, держась того, что представляется справедливым. Ибо лучшее - достигать

этого, и

пусть неудача будет для тебя только в этом. Покойное и вместе

подвижное, легкое и вместе стойкое - таков тот, кто во всем

следует разуму.

13. Спрашивать себя сразу по пробуждении от сна: безразлично ли тебе будет,

чтобы другой был справедлив и хорош?

- Будет безразлично. А не забыл ты, что эти вот люди, напыщенно раздающие похвалы и

хулу другим, таковы вот на ложе и

за столом, и что они делают, чего избегают, за чем гонятся, что воруют, а то и грабят - не

руками-ногами, а драгоценнейшей своей частью, в которой, если она того захочет,

являются верность, стыд, правда, закон и добрый гений.

14. Природе, дающей все и все забирающей, человек воспитанный и скромный

говорит: дай, что хочешь; бери что хочешь. И говорит это не дерзко, а уважительно всего

лишь и преданно.

15. Невелико уже то, что осталось. Живи будто на горе, потому что все едино - там

ли, здесь ли, раз уж повсюду

город-мир. Пусть увидят, узнают люди, что такое истинный

человек, живущий по природе. А не терпят, пусть убьют - все

лучше, чем так жить.

16. Больше вообще не рассуждать, каков он - достойный человек, но таким быть.

17. Упорно представлять себе всю вечность и все естество, и что все отдельное по

сравнению с естеством - зернышко, а по

времени - поворот сверла.

18. Останавливаясь на всяком предмете, понимать, что он уже распадается,

превращается и находится как бы в гниении и рассеянии; или, как всякая вещь, родится,

чтобы умирать.

19. Каковы те, кто ест, спит, покрывает, испражняется и прочее; затем, каковы

самовластные, горделивые, досадующие, порицающие свысока - а ведь немного перед

тем, чему они только

не рабствовали, и чего ради; и как немного спустя при том же

будут.

20. Каждому благодатно то, что дает общая природа, и тогда благодатно, когда

дает.

21. 'Жаждет влаги земля, жаждет высокий эфир' - а мир жаждет сделать то, чему

суждено стать. Вот я и говорю миру, что

жажду и я с тобою. Не потому ли вместо 'обычно делает' говорят

'любит он это делать'?

22. Либо ты живешь здесь и уже привык, либо уходишь отсюда и этого захотел;

либо умираешь и уже отслужил. Кроме этого - ничего. Благоспокойствуй.

23. Пусть тебе всегда ясно будет, что поле - оно вот такое, и каким образом все,

что здесь - то же, что и на вершине горы, на берегу моря и где угодно. Увидишь, что все

совершенно как у Платона: устроил - говорит - себе загон на

горе и доит блеющих.

24. Ведущее - что у меня? и каким я же его сейчас делаю, и на что такое сейчас его

употребляю? есть ли в нем

сколько-нибудь ума? не отрешилось ли оно, не оторвано ли от

общества? не растеклось, не смешалось ли оно с этой плотью

настолько, чтобы следовать ее разворотам.

25. Кто бежит от хозяина - беглый раб. А закон это хозяин, и беглый раб тот, кто

его преступает. Так же и тот, кто

опечален, кто сердится и кто опасается чего-то, что стало,

становится, станет - чего-то, что повелел тот, кто управляет

всем, а ведь это закон, раз в нем концы всего, что кому

уделено. И следовательно, тот, кто опасается, печалится или

сердится - беглый раб.

26.