Марк Аврелий

Размышления

угождать, чваниться и

столько метаться душой? Нет же, клянусь богами! Ты давно мог уйти от этого; если бы и

тогда осудили тебя, так разве что за тупость и неповоротливость. Вот и надо

стараться, не теряя это из виду и не упиваясь своей вялостью.

6. Иной, если сделает кому что-нибудь путное, не замедлит указать ему, что тот

отныне в долгу. Другой не так скор на это

- он иначе, про себя помышляет о другом как о должнике, помня, что ему сделал. А еще

другой как-то даже и не помнит, что сделал, а подобен лозе, которая принесла свой

плод и ничего не ждет сверх этого. Пробежал конь, выследила собака, изготовила пчела

мед, а человек добро - и не кричат, а переходят к другому, к тому, чтобы, подобно

лозе, снова принести плод в свою пору. - Значит, надо быть среди тех, кто делает

это некоторым образом бессознательно? - Именно. - Но ведь как раз это и надо сознавать,

потому что свойственно общественному существу чувствовать, что оно действует

общественно, и - клянусь Зевсом - желать, чтобы и другой это почувствовал. - Верно

говоришь, не схватил только, о чем сейчас разговор. Вот ты и будешь из тех, о ком я

упомянул сперва, ибо и тех увлекает некая убедительность счета. А захочешь понять, о

чем разговор, так не бойся, - вот уж из-за чего ни одного общественного деяния не

упустишь.

7. Молитва афинян: пролейся дождем, милый мой Зевс, на пашню афинял и на

долины. Либо вовсе не молиться, либо вот так

- просто и свободно.

8. Как говорят, что назначил Асклепий такому-то конные прогулки, холодные

умывания или ходить босым, точно так скажем: назначила природа целого такому-то

болезнь, увечье, утрату или еще что-нибудь такое. Ибо и там это 'назначить' имеет

примерно такой смысл: назначил такому-то то-то в соответствии с его здоровьем, и здесь

то, как складываются у кого-нибудь обстоятельства, как бы назначено ему в соответствии

с его судьбой. Мы говорим: 'Так складываются у нас обстоятельства'; как ремесленники

говорят, что складываются пригнанные камни в стенах или пирамидах, когда они хорошо

прилажены один к другому в той или иной кладке. И так во всем - один лад. И как из всех

тел составляется такое вот тело мира, так из всех причин

составляется такая вот причина-судьба. То, о чем я говорю,

знают и простые обыватели. Говорят же они: вот что принесла ему

судьба. А это ему принесла, значит это ему назначено. Примем же

это, как то, что назначено Асклепием. Ведь и там немало бывает

горького, а мы принимаем - в надежде на здоровье. Так пусть

достижение и свершение того, что замыслила о тебе общая

природа, мыслится тобой, словно это - твое здоровье. Вот и

приемли все, что происходит, хотя бы оно и казалось несколько

отталкивающим, раз уж оно ведет туда, к мировому здоровью, к

благому Зевесову пути и благоденствию. Не принесла бы вот это

природа, если бы оно целому пользы не принесло. Возьми природу

чего бы то ни было - ничего она не приносит такого, что не

соответствует тому, чем она управляет. Итак, есть два

основания, почему должно принимать с нежностью все, что с тобой

случается. Во-первых: с тобой случилось, тебе назначено и

находилось в некотором отношении к тебе то, что увязано наверху

со старшими из причин. Во-вторых: что относится к каждому в

отдельности, также является причиной благоденствия, свершения

и, Зевсом клянусь, самого существования того, что управляет

целым. Ибо становится увечной целокупность, если хоть

где-нибудь порвано сочленение и соединение, в частях ли или в

причинах. А ведь когда ропщешь, ты, сколько умеешь, рвешь их и

некоторым образом даже уничтожаешь.

9. Не бросать дело с брезгливостью, не опускать рук, если редко удастся тебе

делать и то, и это согласно основоположениям. Нет, сбившись, возвращаться снова и

ликовать, если хоть основное человечно выходит, и любить то, к чему возвращаешься. И

не приходить к философии как к наставнику, а так, как больной глазами к губке и яйцу, а

другой к мази, к промыванью. Тогда ты не красоваться будешь послушанием разуму, а

успокоишься в нем. Ты помни, что философия хочет только того, чего хочет твоя

природа, а ты другого захотел, не по природе.

- Но есть ли что-нибудь привлекательнее, чем вот это? - А наслаждение, не этим ли

обманывает? Ты посмотри-ка, не

привлекательнее ли великодушие, благородство, простота, доброжелательность,

праведность? А самого-то благоразумения,