Марк Аврелий

Размышления

и правда - где кто-либо сам же себя сочтет за лучшее

поставить или где его поставит начальник,

там, думается мне, ему и встречать опасность, не принимая в

расчет смерть или другое что, а только постыдное'.

46. 'А ты взгляни-ка, счастливец: разве смелое и благое - в том, чтоб сохранять и

сохраняться? Вот от этого-то, чтобы жить, скажем, столько-то времени, настоящему

человеку надо отказаться и не дрожать за жизнь, но вверившись в этом деле богам и

поверив старухам, что от судьбы никуда не уйдешь, думать больше о том, как бы

положенный срок прожить как можно достойнее'.

47. Смотреть на бег светил, ведь и ты бежишь вместе, и мыслить непрестанно о

превращении одной стихии в другую. Ибо такие представления очищают от праха земной

жизни.

48. Прекрасно это у Платона. И когда о людях судишь, надо рассматривать все

наземное как бы откуда-то сверху: поочередно стада, войска, села, свадьбы, разводы,

рождение и смерть, толчею в судах, пустынные места, пестрые варварские народы,

праздники, плач, рынки, совершенную смесь и складывающийся из противоположностей

порядок.

49. Вновь видеть то, что уже прошло. Сколько держав пережили превращение!

Видеть вперед, что будет - тоже

возможно. Оно ведь конечно будет единообразно и не уйдет от

лада настоящего. Оттого и равно, изучать ли жизнь человеческую

сорок лет или же тысячелетиями. Ну что еще ты увидишь?

50.

. . . И то, что землей рождено,

В нее же уйдет, а эфира дитя

Вернется обратно в небесный предел

или так:

распадение переплетений атомов и какое-то такое расточение бесчувственных

первостихий.

51. Еще:

Едой, питьем и разными заклятьями

Поток отводят, смерти уклоняются. . .

А бурю, рожденную в лоне богов,

Сносить суждено нам без жалоб.

52. Скорее стремящийся возобладать, чем служить общественно; не почтительный,

не подчинившийся происходящему, не снисходительный к недосмотрам ближних.

53. Там, где можно свершить дело по общему богам и людям разуму, там ничего

нет страшного. Потому что где дано получить потребное от блаженно шествующей и

поступающей сообразно с устроением деятельности, там не подозревай никакого худа.

54. От тебя везде и всегда зависит и благочестиво принимать как благо то, что

сейчас с тобой происходит, и справедливо относиться к тем людям, что сейчас с тобой, и

обращаться по правилам искусства с тем представлением, которое у тебя сейчас, для того

чтобы не вкралось что-нибудь, что не постигательно.

55. Не оглядывайся на чужое ведущее, а прямо на то смотри, к чему тебя природа

ведет: природа целого с помощью того, что с тобой случается, а твоя - с помощью того,

что надлежит тебе делать. А надлежит то, что сообразно устроению каждого,

устроено же все прочее ради существ разумных, как и вообще худшее ради лучшего,

а разумные существа - друг ради друга. Так вот, первостепенным в человеческом

устроении является общественное. Второе - неподатливость перед телесными

переживаниями, ибо свойство разумного и духовного движения - определять свои

границы и никогда не уступать движениям чувств и устремлений, так как эти последние

животны, духовное же движение хочет первенствовать, а не быть под властью. И по

праву - ведь ему от природы дано ими всеми распоряжаться. Третье в разумном

устроении - неопрометчивость и проницательность. Так вот, держась этого, пусть

ведущее шествует прямо и всем своим владеет.

56. А теперь нужно остаток жизни прожить по природе, как если бы ты, отжив

свое, уже умер.

57. Любить только то, что тебе выпало и отмерено. Что уместнее этого?

58. При каждом событии иметь перед глазами тех, с кем случалось то же самое, а

потом они сетовали, удивлялись, негодовали. А теперь где они? Нигде. Что же, и ты так

хочешь? а не так, чтобы оставить чужие развороты души тем, кто разворачивает или

разворачивается, а самому всецело заняться тем, как распорядиться этими событиями?

Ведь распорядишься прекрасно, и это будет твой материал. Только держись и желай быть

прекрасен перед самим собой, что бы ты ни делал. И помни как о том, так и о другом -

небезразлично то, от кого деяние.

59. Внутрь гляди, внутри источник блага, и он всегда может пробиться, если

будешь всегда его откапывать.

60. Надо, чтобы и тело было собранным и не разбрасывалось, будь то в движении

или в покое. Ведь подобно тому как мысль выражается на лице, сберегая его

осмысленность и благообразие, так и от всего тела должно