Марк Аврелий

Размышления

природа разумная и

гражданственная. Город и отечество мне, Антонину, - Рим, а

мне, человеку, - мир. А значит, что этим городам на пользу, то

мне только и благо.

45. Что бы ни случилось с чем-либо, полезно целому. Довольно бы и этого. -

Однако если проследишь, то увидишь также: и то, что с человеком или с людьми. А то,

что принято называть пользой, следует относить к средним вещам.

46. Как претят тебе все одни и те же картины амфитеатра и других мест в том же

роде, на однообразие которых несносно глядеть, точно так и в отношении жизни в целом

пойми: все сверху донизу одно и то же, из того же все. До каких же пор?

47. Постоянно помышляй о самых разных людях самых разных занятий и самых

разных народов, что они умерли, так чтобы дойти до Филистиона и Феба и Ориганиона.

Потом переходи к другим племенам: надлежит всем подвергнуться превращению там, где

столько уже искусных витий, столько строгих мыслителей -

Гераклит, Пифагор, Сократ, а еще раньше сколько героев, сколько потом полководцев,

владык. А затем еще Евдокс, Гиппарх, Архимед, другие изощренные дарования,

уверенные в себе, трудолюбивые, хитрые, надменные, еще и насмехавшиеся над тленной,

мгновенной жизнью человеческой, как Менипп, и сколько их было! О них обо всех

помышляй, что давно уж лежат.

И что им в этом плохого? Хоть бы и тем, кого не упоминают вовсе? Одно только и

стоит здесь многого: жить всегда по правде и справедливости, желая добра обидчикам и

лжецам!

48. Когда хочешь ободрить себя, помысли различные преимущества твоих

современников: предприимчивость этого, скромность того, щедрость третьего, у другого

еще что-нибудь. Ведь ничто так не ободряет, как явленное в нравах живущих рядом

людей воплощение доблестей, особенно когда они случатся вместе. Вот почему стоит

держать их под рукой.

49. Разве ты сетуешь, что в тебе столько вот весу, а не в два раза больше? Точно так

же, что вот до стольких лет тебе жить, а не больше. Как ты довольствуешься, сколько

определено тебе естества, так и с временем.

50. Ты пытайся убедить их, но действуй хотя бы и против их воли, раз уж ведет

тебя к этому рассуждение справедливости. Если же кто этому противится грубой силой,

переходи к благорасположению и беспечалию, а заодно воспользуйся препятствием ради

иной доблести, и помни, что ты устремляешься небезоговорочно, что невозможного ты и

не желал. - Тогда чего

же? - Такого вот устремления. - Это получаешь. На что

приведены, то сбывается.

51. Тщеславный признает собственным благом чужую деятельность, сластолюбец -

свое переживание, разумный -

собственное деяние.

52. Можно не дать этому никакого признания и не огорчаться душой, потому что

не такова природа самих вещей, чтобы производить в нас суждения.

53. Приучи себя не быть невнимательным к тому, что говорит другой, и вникни

сколько можешь в душу говорящего.

54. Что улью не полезно, то пчеле не на пользу.

55. Если б хулили моряки кормчего, а больные врача, кого б потом держались, и

как ему самому доставлять тогда спасение плавающим или здоровье врачуемым?

56. С кем я вошел в мир - сколько уж их ушло.

57. Больному желтухой мед - горькое, укушенному бешеным животным вода -

страшное, для детей мячик - прекрасное. Что ж

я сержусь? Или кажется тебе, что заблуждение безвреднее, чем

желчь у желтушного и яд у бешеного?

58. По разуму твоей природы никто тебе жить не воспрепятствует; против разума

общей природы - ничто с тобою

не произойдет.

59. Каковы те, кому они хотят нравиться, для каких свершений и какою

деятельностью; как быстро век все укроет и сколько уже укрыл.

СЕДЬМАЯ КНИГА

1. Порок - что такое? То, что ты часто видел. И при всем, что случается, пусть у

тебя под рукой будет: вот - то, что ты часто видел. Вообще вверху, внизу найдешь все то

же - то, чем полны предания древних, средних, недавних времен, чем и теперь

полны города и жилища. Ничто не ново, все и привычно, и

недолговечно.

2. Основоположения могут ли отмереть, если только не угаснут соответствующие

им представления? А разжечь их. снова

- от тебя же зависит. Могу я здесь как следует применить признание? Раз могу, что же

смущаюсь? ведь то, что вне моего

разума, то вообще ничто для моего разума. Пойми это, будешь прям. А обновление для

тебя возможно - смотри только на вещи

снова так, как уже начинал видеть их, - в этом обновление.

3. Тщета пышности, театральные действа, стада, табуны, потасовки; кость, кинутая

псам; брошенный рыбам корм; муравьиное старанье и гаскакье;