Марк Аврелий

Размышления

все это легко, то напоследок подойди к тому,

чтобы следовать разуму и богу. Но противоречит такому почитанию досада, что вот из-за

смерти лишишься всего этого.

32. Какая доля беспредельной и зияющей вечности уделена судьбой каждому, раз

так скоро она исчезает в вечности? А целого естества какая часть и какая от души в

целом? От целой земли на каком клочке ты бродишь? Подумай обо всем этом и считай

только то великим, чтобы поступать, как ведет тебя твоя природа, а что общая природа

приносит, то сносить.

33. Как распоряжается собой ведущее? Ведь в этом все. А остальное, либо оно по

твоему выбору, либо без выбора -

мертвое, дым.

34. Презрение к смерти сильно подкрепляется тем, что и те, кто считает

наслаждение благом, а боль злом, смерть все-таки презирали.

35. Кому своевременность - единственное благо, для кого равно, совершить ли

больше деяний сообразно с прямым разумом

или же меньше; кому безразлично, созерцать ли мир большее или

меньшее время, тому не страшна и смерть.

36. Человек! Ты был гражданин этого великого града. Неужели небезразлично тебе,

что не пять лет, раз сообразие с законом у всех равно? Что же тут страшного, если тебя

высылает из города не деспот, не судья неправедный, но введшая тебя природа? Словно

комедианта отзывает с подмостков занявшийся им претор. 'Но я же сыграл не все пять

частей. три только'. -

Превосходно; значит в твоей жизни всего три действия. Потому что свершения

определяет тот, кто прежде был причиной соединения, а теперь распадения, и не в тебе

причина как того, так и другого. Так уходи же кротко, ведь и тот, кто тебя отзывает,

кроток.