все это легко, то напоследок подойди к тому,
чтобы следовать разуму и богу. Но противоречит такому почитанию досада, что вот из-за
смерти лишишься всего этого.
32. Какая доля беспредельной и зияющей вечности уделена судьбой каждому, раз
так скоро она исчезает в вечности? А целого естества какая часть и какая от души в
целом? От целой земли на каком клочке ты бродишь? Подумай обо всем этом и считай
только то великим, чтобы поступать, как ведет тебя твоя природа, а что общая природа
приносит, то сносить.
33. Как распоряжается собой ведущее? Ведь в этом все. А остальное, либо оно по
твоему выбору, либо без выбора -
мертвое, дым.
34. Презрение к смерти сильно подкрепляется тем, что и те, кто считает
наслаждение благом, а боль злом, смерть все-таки презирали.
35. Кому своевременность - единственное благо, для кого равно, совершить ли
больше деяний сообразно с прямым разумом
или же меньше; кому безразлично, созерцать ли мир большее или
меньшее время, тому не страшна и смерть.
36. Человек! Ты был гражданин этого великого града. Неужели небезразлично тебе,
что не пять лет, раз сообразие с законом у всех равно? Что же тут страшного, если тебя
высылает из города не деспот, не судья неправедный, но введшая тебя природа? Словно
комедианта отзывает с подмостков занявшийся им претор. 'Но я же сыграл не все пять
частей. три только'. -
Превосходно; значит в твоей жизни всего три действия. Потому что свершения
определяет тот, кто прежде был причиной соединения, а теперь распадения, и не в тебе
причина как того, так и другого. Так уходи же кротко, ведь и тот, кто тебя отзывает,
кроток.