Паук изловил муху и горд, другой кто - зайца, третий выловил мережей
сардину, четвертый, скажем, вепря, еще кто-то медведей, иной - сарматов. А не
насильники ли они все, если разобрать их основоположения?
11. Как все превращается в другое, к созерцанию этого найди подход и держись его
постоянно, и упражняйся по этой части, потому что ничто так не способствует высоте
духа. Высвободился из тела и тот, кто сообразив, что вот-вот придется оставить все это и
уйти от человеческого, отдался всецело справедливости в том, в чем собственная его
деятельность, а в прочем, что случается, - природе целого. А кто о нем скажет
или что за ним признает, или сделает против него, этого он и в
ум не берет, довольствуясь следующими двумя вещами: ныне по
справедливости действовать, и ныне ему уделяемое - любить. А
всякую суету и старания он отбросил и ничего не желает кроме
того, чтоб, следуя закону, шествовать прямо и, шествуя прямо,
следовать богу.
12. Что нужды разгадывать, когда можно рассмотреть, что надо сделать; и если
усматриваешь, то ступать вперед благожелательно, безоглядочно, а если не
усматриваешь, то подождать и прибегнуть к тем, кто лучше других посоветует; а если
другое что-нибудь этому мешает, то, исходя из наличного, подвигаться вперед
рассудительно, держась того, что представляется справедливым. Ибо лучшее - достигать
этого, и
пусть неудача будет для тебя только в этом. Покойное и вместе
подвижное, легкое и вместе стойкое - таков тот, кто во всем
следует разуму.
13. Спрашивать себя сразу по пробуждении от сна: безразлично ли тебе будет,
чтобы другой был справедлив и хорош?
- Будет безразлично. А не забыл ты, что эти вот люди, напыщенно раздающие похвалы и
хулу другим, таковы вот на ложе и
за столом, и что они делают, чего избегают, за чем гонятся, что воруют, а то и грабят - не
руками-ногами, а драгоценнейшей своей частью, в которой, если она того захочет,
являются верность, стыд, правда, закон и добрый гений.
14. Природе, дающей все и все забирающей, человек воспитанный и скромный
говорит: дай, что хочешь; бери что хочешь. И говорит это не дерзко, а уважительно всего
лишь и преданно.
15. Невелико уже то, что осталось. Живи будто на горе, потому что все едино - там
ли, здесь ли, раз уж повсюду
город-мир. Пусть увидят, узнают люди, что такое истинный
человек, живущий по природе. А не терпят, пусть убьют - все
лучше, чем так жить.
16. Больше вообще не рассуждать, каков он - достойный человек, но таким быть.
17. Упорно представлять себе всю вечность и все естество, и что все отдельное по
сравнению с естеством - зернышко, а по
времени - поворот сверла.
18. Останавливаясь на всяком предмете, понимать, что он уже распадается,
превращается и находится как бы в гниении и рассеянии; или, как всякая вещь, родится,
чтобы умирать.
19. Каковы те, кто ест, спит, покрывает, испражняется и прочее; затем, каковы
самовластные, горделивые, досадующие, порицающие свысока - а ведь немного перед
тем, чему они только
не рабствовали, и чего ради; и как немного спустя при том же
будут.
20. Каждому благодатно то, что дает общая природа, и тогда благодатно, когда
дает.
21. 'Жаждет влаги земля, жаждет высокий эфир' - а мир жаждет сделать то, чему
суждено стать. Вот я и говорю миру, что
жажду и я с тобою. Не потому ли вместо 'обычно делает' говорят
'любит он это делать'?
22. Либо ты живешь здесь и уже привык, либо уходишь отсюда и этого захотел;
либо умираешь и уже отслужил. Кроме этого - ничего. Благоспокойствуй.
23. Пусть тебе всегда ясно будет, что поле - оно вот такое, и каким образом все,
что здесь - то же, что и на вершине горы, на берегу моря и где угодно. Увидишь, что все
совершенно как у Платона: устроил - говорит - себе загон на
горе и доит блеющих.
24. Ведущее - что у меня? и каким я же его сейчас делаю, и на что такое сейчас его
употребляю? есть ли в нем
сколько-нибудь ума? не отрешилось ли оно, не оторвано ли от
общества? не растеклось, не смешалось ли оно с этой плотью
настолько, чтобы следовать ее разворотам.
25. Кто бежит от хозяина - беглый раб. А закон это хозяин, и беглый раб тот, кто
его преступает. Так же и тот, кто
опечален, кто сердится и кто опасается чего-то, что стало,
становится, станет - чего-то, что повелел тот, кто управляет
всем, а ведь это закон, раз в нем концы всего, что кому
уделено. И следовательно, тот, кто опасается, печалится или
сердится - беглый раб.
26.