на пути. - Так ведь против 'справедливо',
'здравомысленно', 'рассудительно' это ничто. А
если и воспрепятствует чему-нибудь действенному, то самым благорасположением к
этому препятствию и благожелательностью перехода к тому, что налицо, тотчас
навстречу выступит другое действие, прилаженное к тому распорядку, о котором речь.
33. Брать без ослепления, расставаться с легкостью.
34. Видал ты когда-нибудь отрубленную руку, или ногу, или отрезанную голову,
лежащую где-то в стороне от остального тела? Таким делает себя - в меру собственных
сил - тот, кто не желает происходящего и сам же себя отщепляет или творит что-
нибудь противное общности. Вот и лежишь ты где-то в стороне от природного единения,
ты, который родился как часть его, а теперь сам себя отрубил. Но вот в чем здесь
тонкость: можно тебе воссоединиться снова. Этого бог не позволил никакой другой
части, чтобы сперва отделиться и отсечься, а потом сойтись. Ты посмотри, как это
хорошо он почтил человека: дал ему власть вовсе не порывать с целым, а если порвет,
то дал прийти обратно, срастись и снова стать частью целого.
35. Вообще по своим способностям всякое разумное существо
- примерно то же, что природа разумных существ. Вот и это мы от нее взяли: как она
включает все, что становится на пути или
против идет, вмещает это в свою судьбу и делает частью себя самой, так и разумное
существо может всякое препятствие сделать собственным материалом и распоряжаться
им по исходному устремлению.
36. Пусть не смущает тебя представление о жизни в целом. Не раздумывай, сколько
еще и как суждено, наверное, потрудиться впоследствии. Нет, лучше спрашивай себя в
каждом отдельном случае: что непереносимого и несносного в этом деле? Стыдно будет
признаться! А потом напомни себе, что не будущее тебя гнетет и не прошлое, а всегда
одно настоящее. И как оно умаляется, если определишь его границу, а мысль свою
изобличишь в том, что она такой малости не может выдержать.
37. Что, сидит ли у могилы своего господина Панфия или Перга м? Или, может,
Хабрий и Диотим у Адриана?! - Смешно. Ну
а сидели бы, так те бы чувствовали? ну а почувствовали бы, так
и возрадовались? а возрадовались бы, так бессмертны бы стали?
Не суждено разве было и этим сперва сделаться старухами и стариками, а там и умереть?
и что же делать тем после того, как умерли эти? Все это мешок смрада и грязи.
38. Если способен остро смотреть, смотри, как сказано, с суждением, взглядом
мудрости.
39. Не вижу в устроении разумного существа тон добродетели, которая
противостояла бы справедливости; а вот наслаждению - вижу: воздержность.
40. Не признаешь того, что, казалось, причиняет тебе печаль, и вот сам ты уже в
полной безопасности. - Кто это сам?
- Разум. - Так я же не разум. - Будь. И пусть разум себя самого не печалит. А если
чему-нибудь там у тебя плохо, пусть
оно само за себя признается.
41. Помеха в ощущениях - беда животной природы. Помеха устремлению также
беда животной природы. Знает такие помехи и
беды также и растительное устроение. Вот и помеха разуму -
беда разумной природы. Все это переноси на себя. Боль,
наслаждение тебя коснулись? Ощущение рассмотрит. Вышла
стремлению препона? Если ты устремился безоговорочно, это уж
точно беда разумного существа. Но если считаешься с общим, то
нет ни вреда, ни помехи. Ибо тому, что принадлежит разуму,
другой никогда не помешает; не касаются его ни огонь, ни
железо, ни тиран, ни клевета, ничто вообще; коль станет круглым
сфером, им останется.
42. Хоть не достоин, а никак себя не печалить; я ведь и другого никогда по своей
воле не опечалил.
43. У всякого своя радость. У меня вот - когда здраво мое ведущее и не
отвращается ни от кого из людей и ни от чего, что случается с людьми, а напротив,
взирает на все доброжелательным взором, все приемлет и всем распоряжается по
достоинству.
44. Ты подари себе вот это время. Кто гонится за славой в потомстве-, не
учитывает, что те будут другие эти, которые в тягость, и тоже смертные. И вообще, что за
дело тебе, какие они там издают звуки и как именно признают тебя?
45. Возьми и брось меня, куда хочешь - ведь и там будет со мной милостив мой
гений, иначе говоря, удовольствуется
состоянием или действием, сообразным собственному устроению. Ну
стоит ли оно того, чтобы из-за этого была неблагополучна моя
душа, чтоб была она себя самой хуже - низкая, желающая,
сжавшаяся, пугливая? да найдешь