Марк Аврелий

Размышления

беготня напуганных

мышей; дерганье кукол на нитках. И среди всего этого должно стоять благожелательно,

не заносясь, а только сознавая, что каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он

хлопочет.

4. Надо осознавать, что говорится - до единого слова, а что происходит - до

единого устремления. В одном случае сразу смотреть, к какой цели отнесено, а в другом

уловить

обозначаемое.

5. Хватает у меня разумения на это или нет? Если хватает, то оно и служит мне в

деле как орудие, данное мне природой целого. Если же не хватает, то либо уступлю дело

тому, кто способен лучше с ним справиться, раз уж не выходит иначе, либо делаю, как

могу, объединившись с тем, кто способен помочь моему ведущему сделать то, что сейчас

важно для общей пользы. Ведь что бы я ни делал сам или с чьей-либо помощью, только о

том и следует заботиться, что пригодно и подходит для общества.

6. Сколько их, прославленных, предано уж забвению. Да и те, что прославили, с

глаз долой.

7. Не стыдись, когда помогают; тебе поставлена задача, как бойцу под крепостной

стеной. Ну что же делать, если, хромый, ты не в силах один подняться на башню, а с

другим вместе это возможно?

8. Пусть будущее не смущает, ты к нему придешь, если надо будет, с тем самым

разумом, который теперь у тебя для настоящего.

9. Все сплетено одно с другим, и священна эта связь, и ничего почти нет, что чуждо

другому. Потому что все соподчинено и упорядочено в едином миропорядке. Ибо мир во

всем един, и бог во всем един, и естество едино, и един закон - общий разум

всех разумных существ, и одна истина, если уж одно назначение у

единородных и единому разуму причастных существ.

10. Все, что вещественно, не медлит исчезнуть во всеобщем естестве, и все

причинное немедленно приемлется всеобщим разумом, и воспоминание обо всем не

медля погребается вечностью.

11. Для разумного существа, что содеяно по природе, то и по разуму.

12. Исправен или исправлен.

13. Что в единенных телах суставы тела, то же по смыслу среди разделенных тел -

разумные существа, устроенные для

некоего единого сотрудничества. Осознание этого скажется у тебя

больше, если почаще будешь говорить себе, что вот я - сустав в

совокупности разумных существ. А если ты так говоришь, что ты

просто в составе целого, то значит еще не любишь людей от всего

сердца, и радость от благодеяния тобою еще не постигнута; и еще

ты делаешь его просто как подобающее, а не так, как

благодетельствующий самого себя.

14. Пусть любое выпадает извне тому, что может пострадать, когда ему это выпало;

наверное само пострадавшее и посетует, если ему угодно. Я же, если не признаю, что

происшедшее - зло,

никак не пострадал. А ведь мне дано не признать.

15. Кто бы что ни делал, ни говорил, а я должен быть достойным. Вот как если бы

золото, или изумруд, или пурпур все бы себе повторяли: кто бы что ни делал, ни говорил,

а я должен быть изумруд и сохранять свой собственный цвет.

16. Ведущее самому себе не досаждает - скажем, не пугает себя по собственной

прихоти. А если кто другой может его напугать или опечалить, пусть попытается,

потому что оно само не пойдет сознательно на такой разворот. Твое тело само пусть

печется, если может, чтобы ему как-нибудь не пострадать, и пусть само рассказывает,

как оно там страдает. А вот твоя душа, хоть ее и пугают и печалят, всецело распоряжаясь

признанием в этих делах, пусть никак не страдает - ты не доведешь ее до такого

суждения. Ведущее само по себе ни в чем не нуждается, если не сотворит себе нужды,

точно так же оно невозмутимо и не знает помех, если само себя не возмутит и себе же не

помешает.

17. Блаженство - это благое божество или благое ведущее. Так что же ты тут

делаешь, представление? Иди, добром прошу,

откуда пришло, потому что ты мне не нужно. Ну да, ты пришло по

старому обыкновению, я не сержусь - только уйди.

18. Страх превращения? А может ли что происходить без превращения? Что

любезнее и свойственнее природе целого? Сам ты можешь ли хоть вымыться, если не

превратятся дрова? Или ты можешь напитаться, если не превратится еда? Хоть что-

нибудь нужное может ли совершиться без превращения? Так разве не видишь ты, что и

твое превращение - нечто сходное и сходным же

образом необходимое для природы целого?

19. В естестве целого словно в потоке передвигаются все тела, соприрод-ные

целому и с ним сотрудничающие, как наши части одна с другой.

Скольких уже Хрисиппов, скольких Сократов поглотила вечность, скольких