природа разумная и
гражданственная. Город и отечество мне, Антонину, - Рим, а
мне, человеку, - мир. А значит, что этим городам на пользу, то
мне только и благо.
45. Что бы ни случилось с чем-либо, полезно целому. Довольно бы и этого. -
Однако если проследишь, то увидишь также: и то, что с человеком или с людьми. А то,
что принято называть пользой, следует относить к средним вещам.
46. Как претят тебе все одни и те же картины амфитеатра и других мест в том же
роде, на однообразие которых несносно глядеть, точно так и в отношении жизни в целом
пойми: все сверху донизу одно и то же, из того же все. До каких же пор?
47. Постоянно помышляй о самых разных людях самых разных занятий и самых
разных народов, что они умерли, так чтобы дойти до Филистиона и Феба и Ориганиона.
Потом переходи к другим племенам: надлежит всем подвергнуться превращению там, где
столько уже искусных витий, столько строгих мыслителей -
Гераклит, Пифагор, Сократ, а еще раньше сколько героев, сколько потом полководцев,
владык. А затем еще Евдокс, Гиппарх, Архимед, другие изощренные дарования,
уверенные в себе, трудолюбивые, хитрые, надменные, еще и насмехавшиеся над тленной,
мгновенной жизнью человеческой, как Менипп, и сколько их было! О них обо всех
помышляй, что давно уж лежат.
И что им в этом плохого? Хоть бы и тем, кого не упоминают вовсе? Одно только и
стоит здесь многого: жить всегда по правде и справедливости, желая добра обидчикам и
лжецам!
48. Когда хочешь ободрить себя, помысли различные преимущества твоих
современников: предприимчивость этого, скромность того, щедрость третьего, у другого
еще что-нибудь. Ведь ничто так не ободряет, как явленное в нравах живущих рядом
людей воплощение доблестей, особенно когда они случатся вместе. Вот почему стоит
держать их под рукой.
49. Разве ты сетуешь, что в тебе столько вот весу, а не в два раза больше? Точно так
же, что вот до стольких лет тебе жить, а не больше. Как ты довольствуешься, сколько
определено тебе естества, так и с временем.
50. Ты пытайся убедить их, но действуй хотя бы и против их воли, раз уж ведет
тебя к этому рассуждение справедливости. Если же кто этому противится грубой силой,
переходи к благорасположению и беспечалию, а заодно воспользуйся препятствием ради
иной доблести, и помни, что ты устремляешься небезоговорочно, что невозможного ты и
не желал. - Тогда чего
же? - Такого вот устремления. - Это получаешь. На что
приведены, то сбывается.
51. Тщеславный признает собственным благом чужую деятельность, сластолюбец -
свое переживание, разумный -
собственное деяние.
52. Можно не дать этому никакого признания и не огорчаться душой, потому что
не такова природа самих вещей, чтобы производить в нас суждения.
53. Приучи себя не быть невнимательным к тому, что говорит другой, и вникни
сколько можешь в душу говорящего.
54. Что улью не полезно, то пчеле не на пользу.
55. Если б хулили моряки кормчего, а больные врача, кого б потом держались, и
как ему самому доставлять тогда спасение плавающим или здоровье врачуемым?
56. С кем я вошел в мир - сколько уж их ушло.
57. Больному желтухой мед - горькое, укушенному бешеным животным вода -
страшное, для детей мячик - прекрасное. Что ж
я сержусь? Или кажется тебе, что заблуждение безвреднее, чем
желчь у желтушного и яд у бешеного?
58. По разуму твоей природы никто тебе жить не воспрепятствует; против разума
общей природы - ничто с тобою
не произойдет.
59. Каковы те, кому они хотят нравиться, для каких свершений и какою
деятельностью; как быстро век все укроет и сколько уже укрыл.
СЕДЬМАЯ КНИГА
1. Порок - что такое? То, что ты часто видел. И при всем, что случается, пусть у
тебя под рукой будет: вот - то, что ты часто видел. Вообще вверху, внизу найдешь все то
же - то, чем полны предания древних, средних, недавних времен, чем и теперь
полны города и жилища. Ничто не ново, все и привычно, и
недолговечно.
2. Основоположения могут ли отмереть, если только не угаснут соответствующие
им представления? А разжечь их. снова
- от тебя же зависит. Могу я здесь как следует применить признание? Раз могу, что же
смущаюсь? ведь то, что вне моего
разума, то вообще ничто для моего разума. Пойми это, будешь прям. А обновление для
тебя возможно - смотри только на вещи
снова так, как уже начинал видеть их, - в этом обновление.
3. Тщета пышности, театральные действа, стада, табуны, потасовки; кость, кинутая
псам; брошенный рыбам корм; муравьиное старанье и гаскакье;