овладеешь созвучием, постоянно возвращаясь к нему.
12. Если бы у тебя и мать была сразу, и мачеха, ты бы и эту почитал, а все-таки
постоянно ходил бы к той. Вот так у тебя теперь придворная жизнь и философия: ходи
почаще туда и у той отдыхай, из-за которой ты способен принять эту другую, и она тебя.
13. Как представлять себе насчет подливы или другой пищи такого рода, что это
рыбий труп, а то - труп птицы или свиньи;
а что Фалернское, опять же, виноградная жижа, а тога,
окаймленная пурпуром, - овечьи волосья, вымазанные в крови
ракушки; при совокуплении - трение внутренностей и выделение
слизи с каким-то содроганием. Вот каковы представления, когда
они метят прямо в вещи и проходят их насквозь, чтобы
усматривалось, что они такое, - так надо делать и в отношении
жизни в целом, и там, где вещи представляются такими уж
преубедительными, обнажать и разглядывать их невзрачность и
устранять предания, в какие они рядятся. Ибо страшно это
нелепое ослепление, и как раз когда кажется тебе, что ты чем-то
особенно важным занят, тут-то и оказываешься под сильнейшим
обаянием. Вот и смотри, что сказал Кратет о самом Ксено-крате.
14. Большую часть того, чем восхищается толпа, можно свести к совсем общему
родовому, к тому, что соединено состоянием или природой - камни, бревна, смоковницы,
виноград,
маслины. У тех, в ком больше соразмерности, - склонность к
тому, что соединено душой, как стада, табуны. Кто поизысканнее
- привязаны к тому, что соединено разумной душой, только не всеобщей, а поскольку
она что-нибудь умеет или имеет
какой-нибудь навык, иначе говоря, к тому, чтобы обладать множеством двуногих. Тот же,
кто чтит разумную, всеобщую и гражданственную душу, тот уж на другое не станет
смотреть, а прежде всего свою душу бережет в ее разумном и общественном состоянии и
движении и сродникам своим способствует в том же.
15. Одно торопится стать, другое перестать; даже и в том, что становится, кое-что
уже угасло; течение и перемена постоянно молодят мир, точь-в-точь как беспредельный
век вечно молод в непрестанно несущемся времени. И в этой реке можно ли сверх меры
почитать что-нибудь из этого мимобегущего, к чему близко стать нельзя, - все равно как
полюбить какого-нибудь
пролетающего мимо воробышка, а он гляди-ка, уж и с глаз долой.
Вот и. сама жизнь наша - нечто подобное: как бы испарение крови и вдыхание воздуха.
Ибо каково вдохнуть воздух однажды и
выдохнуть, что мы все время делаем, таково ж и приобретенную тобой с рождением
вчера или позавчера самое дыхательную способность разом вернуть туда, откуда ты ее
почерпнул.
16. Не дорого дышать, как растения, вдыхать, как скоты и звери, впитывать
представления, дергаться в устремлении, жить стадом, кормиться, потому что это
сравнимо с освобождением кишечника. Что ж дорого? Чтоб трубили? Нет. Или чтоб
языками трубили? ведь хвалы людей - словесные трубы. Значит и славу ты
бросаешь. Что ж остается дорогого? Мне думается - двигаться и
покоиться согласно собственному строю; то, к чему ведут и
упражнения, и искусства. Ведь всякое искусство добивается того,
чтобы нечто устроенное согласовалось с делом, ради которого оно
устроено. Так садовник, ухаживающий за лозой, или тот, кто
объезжает коней или за собакой ухаживает, заботится об этом. А
воспитатели, учителя о чем же пекутся? Это и дорого, и если это
в порядке, то обо всем другом не твоя забота. Неужели не
перестанешь ты ценить и многое другое? Тогда не бывать тебе
свободным, самодостаточным, нестрастным, потому что неизбежно
станешь завидовать, ревновать, быть подозрительным к тем, кто
может отнять это, или еще станешь злоумышлять против тех, кто
имеет это ценимое тобой. Вообще неизбежно в совершенное
замешательство прийти тому, кто нуждается хоть в чем-нибудь
таком, да и в богохульство впасть. А вот трепет перед
собственным разумением и почитание его сделают, что и сам себе
будешь нравиться, и с сотоварищами ладить, и с богами жить в
согласии, то есть славить все, что они уделяют и устрояют.
17. Вверх, вниз, по кругу несутся первостихии, но не в этом движение добродетели;
оно - нечто более божественное и
блаженно шествует своим непостижным путем.
18. Нет, что они делают! - людей, живущих в одно с ними время и вместе с ними,
они хвалить не желают, а сами тщатся
снискать похвалу у потомков, которых никогда не видели и не
увидят. Отсюда совсем уж близко