Гнаться за невозможным - безумие. А невозможно, чтобы негодные не
поступали в общем именно так.
18. Ни с кем не случается ничего, что не дано ему вынести. Вот с другим случилось
то же самое, а он либо не ведает, что оно случилось, либо выказывает величие своего
духа и остается уравновешен и не сломлен бедой. Так ведь это же страшно, чтобы
неведение или похвальба были сильнее благоразумения.
19. Вещи сами по себе ничуть даже не затрагивают души, нет им входа в душу и не
могут они поворачивать душу или приводить ее в движение, а поворачивает и в движение
приводит только она себя самое, и какие суждения найдет достойными себя, таковы для
нее и будут существующие вещи.
20. Вообще-то расположенность к человеку у нас чрезвычайная - поскольку надо
делать им хорошее и терпеть их.
А поскольку иные становятся поперек пути в деле, к какому я расположен, человек
уходит для меня в безразличное, не хуже солнца, ветра, зверя. Помешать деятельности
такое может, но для моего устремления и душевного склада это не помеха - при
небезоговорочности и переходе, когда мысль переходит и преобразует в первостепенное
всякое препятствие нашей деятельности. И продвигает в деле самая помеха делу и ведет
по пути трудность пути.
21. Из всего, что есть в мире, чти сильнейшее, а это то, что всем распоряжается и
всем ведает. Точно так же из всего, что в тебе, чти сильнейшее - оно как раз единородно
первому.
Ибо и в тебе это то, что распоряжается другими, и твоя жизнь им управляема.
22. Что не вредно городу, не вредит и гражданину. При всяком представлении о
вреде применяй такое правило: если городу это не вредит, не вредит и мне; если же
вредит городу, то не следует сердиться на повредившего городу. Недосмотр в чем?
23. Помышляй почаще о той быстроте, с которой проносится и уходит все, что
существует или становится. Ибо и естество, подобно реке, в непрерывном течении, и
действия в постоянных превращениях, и причины в тысячах разворотов; даже и то, что
близко, ничуть не устойчиво, а беспредельность как прошлого, так и будущего - зияние, в
котором все исчезает. Ну не глуп ли
тот, кто при всем том надувается или дергается или вопит,
словно велик этот срок и надолго эта досада.
24. Помни о всеобщем естестве, к коему ты такой малостью причастен, и о
всецелом веке; коего краткий и ничтожный отрезок тебе отмерен, и о судьбах, в коих
какова вообще твоя часть?
25. Другой погрешил чем-то против меня? Пусть сам смотрит
- свой душевный склад, свои действия. А я сейчас при том, чего хочет для меня общая
природа, и делаю я то, чего хочет от меня моя природа.
26. Ведущая и главенствующая часть твоей души пусть не знает разворотов от
гладких или же шероховатых движений плоти и пусть не судит с ней заодно, но очертит
это и ограничит эти переживания соответствующими частями тела. Когда же они
передаются мысли по иному - по единострастию единенного тела,
тогда не пытаться идти против ощущения, раз уж оно природно;
пусть только ведущее от самого себя не прилагает признания,
будто это добро или зло.
27. Жить с богами. А живет с богами, кто упорно показывает им, что душе его
угодно уделяемое ей, и что делает она то, чего желает ее гений, коего, словно кусочек
себя, Зевс каждому дал защитником и водителем. Дух и разум каждого - это он.
28. На потного сердишься ты? на того, у кого изо рта пахнет? Ну что, скажи, ему
поделать? такой у него рот, пазуха такая, и неизбежно, чтобы было оттуда такое
выделение. - Но
ведь человек разум имеет, мог бы заняться этим и сообразить, в
чем погрешность. - Вот хорошо-то! Выходит, и у тебя разум; так
ты и продвинь своим разумным складом разумный склад другого;
укажи, напомни. Послушается, так исцелишь, и сердиться нечего.
Ни на подмостках, ни на мостовой.
29. Как ты помышляешь жить, уйдя отсюда, так можешь жить и здесь; а не дают,
тогда вовсе уйди из жизни, только не так, словно зло какое-то потерпел. Дымно - так я
уйду; экое дело,
подумаешь. А покуда ничто такое не уводит меня из жизни - я
независим, и никто не помешает мне делать то, что желаю в
согласии с природой разумного и общественного существа.
30. Разум целого обществен - сделал же он худшее ради лучшего, а в лучшем
приладил одно к другому. Ты видишь ли, как
он все подчинил, сочинил, всякому воздал по достоинству и
господствующее привел к единению друг с другом.
31. Как ты относился до сих пор к богам, родителям, братьям, жене, детям,
учителям, дядькам, друзьям, домашним,