Марк Аврелий

Размышления

что

со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим

не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло

подобное, но беспечальным остаться сумел бы не всякий. Неужели

то несчастье больше этого счастья? Да и вообще, неужели ты

называешь человеческим несчастьем то, что не есть срыв

человеческой природы? и неужели тебе представляется срывом

человеческой природы то, что не противоречит воле этой природы?

Что ж! Волю ее ты познал. Может быть то событие помешало тебе быть справедливым,

великодушным, здравомысленным, разумным, неопрометчивым, нелживым, скромным,

свободным и прочее, при наличии чего человеческая природа все свое уже получила? Так

запомни на будущее - во всем, что наводит на тебя печаль, надо

опираться на такое положение: не это - несчастье, а мужественно переносить это -

счастье.

50. Обывательское, но действенное средство, чтобы презирать смерть - держать

перед глазами тех, кто скаредно

цеплялся за жизнь. Что, много они выгадали по сравнению с

недолговечными? Все равно лежат ведь: Кадикиан, Фабий, Юлиан,

Лепид или еще кто-нибудь из тех, которые многих похоронили перед тем, как

похоронили их самих. И вообще: какой малюсенький отрезок, а с кем и чего не хлебнешь,

в эдаком-то теле! Вздор все это. Ты посмотри только на это зияние вечности позади и на

другую беспредельность впереди. Что тут значит, жить ли три дня или три Нестеровых

века?

51. Спеши всегда кратчайшим путем, а кратчайший путь - по природе, чтобы

говорить и делать все самым здравым образом. Потому что такое правило уводит от

трудов и борений, от расчетов и всяких ухищрений.

ПЯТАЯ КНИГА

1. Поутру, когда медлишь вставать, пусть под рукой будет, что просыпаюсь на

человеческое дело. И еще я ворчу, когда иду делать то, ради чего рожден и зачем

приведен на свет? Или таково мое устроение, чтобы я под одеялом грелся? - Так ведь

сладко это. - А ты значит родился для того, чтобы сладко было?

И ничуть не для того, чтобы трудиться и действовать? Не видишь ты разве травку,

воробышков, муравьев, пауков, пчел, как они делают свое дело, соустрояют, насколько в

их силах, мировой строй? И ты после этого не хочешь делать дело человека, не бежишь

навстречу тому, что согласно с твоей природой? -

Отдыхать тоже нужно. - Верно. Так ведь природа дала меру этому, как дала меру еде и

питью. И все-таки ты берешь сверх

меры, сверх того, что достаточно; а в деле - нет, все 'в пределах возможного'. Не

любишь ты себя, иначе любил бы и свою

природу, и волю ее. Вот ведь кто любит свое ремесло - сохнут за своим делом,

неумытые, непоевшие. Ты, значит, меньше

почитаешь собственную свою природу, чем чеканщик свою чеканку, плясун - пляску,

серебро - сребролюбец, тщеславие -

честолюбец? Ведь эти, когда их захватит страсть, ни еду не предпочтут, ни сон - только б

им умножать то, к чему они

устремлены, а для тебя общественное деяние мелковато и недостойно таких же усилий?

2. До чего же просто оттолкнуть и стереть всевозможные докучливые или

неподходящие представления и тут же оказаться во всевозможной тишине.

3. Считай себя достойным всякого слова и дела по природе, и пусть не трогает тебя

последующая брань или молва, а только то, прекрасно ли сделанное и сказанное - не

отказывай сам же

себе в достоинстве. Потому что у тех свое ведущее, и

собственными устремлениями они распоряжаются. Так что не смотри

на это, а шествуй прямо, следуя природе собственной и общей -

у них обеих одна дорога.

4. Шествую в сообразии с природой, пока не упаду и не упокоюсь; отдам дыхание

тому, чем дышу всякий день, а упаду на то самое, из чего набрал мой отец семени, мать -

крови, молока

- кормилица; чем всякий день столько уж лет объедаюсь и опиваюсь, что носит меня,

попирающего и столько раз им

злоупотреблявшего.

5. Остроте твоей они подивиться не могут - пусть! Но ведь есть много такого, о чем

ты не скажешь: не дала природа. Вот и являй себя в том, что всецело зависит от тебя:

неподдельность, строгость нрава, выносливость, суровость к себе, несетование,

неприхотливость, благожелательность, благородство, самоограничение,

немногоречие, величавость. Не чувствуешь разве, сколько ты мог уже дать такого,

где никакой не имеет силы ссылка на бездарность и неспособность, а ты все остаешься на

месте по собственной воле? или может быть из-за бездарного устроения ты вынужден

скулить и цепляться, подлаживаться, жаловаться на немощь,