начала и источника.
34. Добровольно вручай себя пряхе Клото и не мешай ей впрясть тебя в какую ей
будет угодно пряжу.
35. Все на день, и кто помнит, и кого.
36. Созерцай непрестанно, как все становящееся становится в превращениях, и
привыкай сознавать, что природа целого ничего не любит так, как превращать сущее,
производя молодое, подобное старому. Ибо некоторым образом все сущее есть семя
будущего, ты же думаешь, семя - то, что падает в землю или в лоно - очень уж по-
обывательски это.
37. Умрешь вот, так и не сделавшись ни цельным, ни безмятежным, ни чуждым
подозрений, будто может прийти к тебе вред извне; так и не сделавшись ко всем мягок, не
положив себе, что разум единственно в том, чтобы поступать справедливо.
38. Разгляди их ведущее, хотя бы и разумных, - за чем гонятся, чего избегают.
39. В чужом ведущем твоей беды нет, как нет ее, конечно, и в том или ином
развороте или изменении внешнего. Но где же? Там, где происходит признание беды. Так
вот: пусть не идет оттуда признание, и все у тебя хорошо. И если даже это твое тело
режут и жгут, если оно гноится, гниет, пусть та доля, которая ведает признанием этого,
будет покойна, то есть пусть так рассудит, что это ни добро, ни беда, раз может такое
случиться и с хорошим человеком, и с дурным. Ибо что равно случается и с тем, кто
живет по природе, то уже ни по природе, ни против природы.
40. Как о едином существе! помышлять всегда о мире, о едином по естеству и с
единой душой, и о том, как все, что ни есть в нем, передается в единое чувствование, и
как оно единым устремлением делает все разом, и как все сопричинно тому, что
становится, и как здесь все увязано и сметано.
41. Ты - душонка, на себе труп таскающая, говаривал Эпиктет.
42. Нет беды тому, что в превращение ввергается, равно как и блага тому, что из
превращения рождается.
43. Вечность - как бы река из становлении, их 'властный поток. Только показалось
что-то и уж пронеслось; струя это
подносит, а то унесла.
44. Что ни случается - привычно, знакомо, как роза по весне или плоды летом.
Таковы и болезнь, и смерть, клевета,
коварство и сколько еще такого, что радует или огорчает
глупцов.
45. Вновь наступающее всегда расположено следовать за предшествующим. Это
ведь не перечисление какое-то отрывочное и всего лишь принудительное, а осмысленное
соприкосновение. И подобно тому, как ладно расставлено все сущее, так и становящееся
являет не простую последовательность, а некую восхитительную расположенность.
46. Всегда помнить гераклитово: смерть земли стать водою, смерть воды стать
воздухом, воздуха - огнем, и обратно. Вспоминать и о том, кто забывает, как ведет эта
дорога. А еще, что люди особенно ссорятся с тем, с кем более всего имеют общение, -
с разумом, который управляет целым; и с чем они каждый день встречаются, то кажется
им особенно странным. И что не надо действовать и говорить как во сне - ведь нам и
тогда кажется, будто мы действуем и говорим. И что не надо этого: 'дети своих
родителей', а попросту сказать: 'Живем, как повелось'.
47. Вот сказал бы тебе кто-нибудь из богов, что завтра умрешь или уж точно
послезавтра - не стал бы ты ломать голову,
чтобы умереть именно послезавтра, а не завтра, если ты,
конечно, не малодушен до крайности. В самом деле, велик ли
промежуток? Точно так же через много лет или завтра - не
думай, что велика разница.
48. Постоянно помышлять, сколько уж умерло врачей, то и дело хмуривших брови
над немощными; сколько звездочетов, с важным видом предрекавших другим смерть;
сколько философов, бившихся без конца над смертью и бессмертием; сколько воителей,
которые умертвили многих; сколько тиранов, грозно, словно они боги, распоряжавшихся
чужой судьбой. Да сколько и городов, так сказать, умерло: Гелика, Помпеи, Герку-ланум
и другие без счета. Переходи к своим знакомым, одному за другим: этот хоронил того, а
потом протянул ноги и сам, а этот другого, и все это в скорости. И вообще: увидеть в
человеческом однодневное, убогое; вчера ты слизь, а завтра мумия или зола. Так вот -
пройти в согласии с природой эту малость времени и
расстаться кротко, как будто бы упала зрелая уже оливка,
благославляя выносившую ее и чувствуя благодарность к
породившему ее древу.
49. Быть похожим на утес, о который непрестанно бьется волна; он стоит, - и
разгоряченная влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! - Нет!
Счастлив я,