нет и противоречия с его строением.
6. Так оно и должно со всей необходимостью происходить у этих людей; кто не
желает этого - не желает, чтобы смоковница
давала свой сок. И вообще помни, что так мало пройдет времени,
а уж и ты, и он умрете, а немного еще - и даже имени вашего не
останется.
7. Сними признание - снимается 'обидели меня'; снято 'обидели' - снята обида.
8. Что не делает человека хуже самого себя, то и жизнь его не делает хуже и не
вредит ему ни внешне, ни внутренне.
9. Природа того, что приносит пользу, вынуждена делать это.
10. Что происходит, по справедливости происходит: проследи тщательно -
увидишь. Я не о сообразности только говорю, а именно о справедливости, как если бы
некто воздавал всякому по достоинству. Так следи же за этим, как уже начал, что бы
ни делал, делай так, как достойный человек, в том смысле, в каком и мыслится
достоинство. Сохраняй это в любой деятельности.
11. Не то признавай, как судит твой обидчик или как он хочет, чтобы ты сам судил,
а смотри, как оно на деле.
12. Две готовности надо всегда иметь. Одна: делать только то, что поручает тебе
смысл власти и закона на пользу людей. И еще: перестраиваться, если явится кто-нибудь,
чтобы поправить или переубедить в каком-нибудь мнении. Только чтобы переубеждение
шло от некой достоверности, будь то справедливость или общая польза или что-нибудь
такое, а не оттого, что поманила сладость или там слава.
13. Разум есть у тебя? Есть. Зачем же без него обходишься? Или чего еще желаешь,
когда он делает свое дело?
14. Как часть в целом ты возник и в породившем тебя исчезнешь. Вернее,
превратившись, будешь принят в его осеменяющий разум.
15. Много комочков ладана на одном алтаре. Один раньше упал, другой позже -
вполне безразлично.
16. Десяти дней не пройдет, и ты богом покажешься тем, для кого ты сейчас
зверь! и обезьяна, - сверни только к основоположениям и к почитанию разума.
17. Жить не рассчитывая на тысячи лет. Нависает неизбежность. Покуда жив,
покуда можно - стань хорош.
18. Сколько досуга выгадывает тот, кто смотрит не на то, что сказал, сделал или
подумал ближний, а единственно на то, что сам же делает, чтобы оно было справедливо и
праведно; и в достойном человеке не высматривает он темноту нрава, а спешит прямо и
без оглядки своим путем.
19. Кого слава у потомков волнует, тот не представляет себе, что всякий, кто его
поминает, и сам-то очень скоро умрет, а следом тот, кто его сменит, и так пока не
погаснет, в волнующихся и угасающих, всякая память о нем. Ну предположим,
бессмертны были бы воспоминающие и память бессмертна - тебе
что с того? Не говорю уж мертвому - что проку тебе живому от
похвал? или другой у тебя расчет? Ибо некстати ты пренебрегаешь
тем, что сейчас дарует природа, которая получает у тебя некий
иной смысл.
20. Впрочем, все сколько-нибудь прекрасное прекрасно само по себе и в себе
завершено, не включая в себя похвалу: от хвалы оно не становится ни хуже, ни лучше.
Это я отношу и к тому, что принято называть прекрасным, будь то создания природы или
искусства, ибо воистину прекрасное нуждается ли в чем? Не более, чем закон, не более,
чем истина, не более, чем преданность и скромность. Что из этого украсит хвала, что
испортит брань? Изумруд хуже станет, когда не похвалили его? А золото как? слоновая
кость, багряница, лира, клинок, цветочек, деревце?
21. Если ввек пребывают души, как вмещает их воздух? - А как земля вмещает
тела всех погребенных от века? Подобно тому
как тут превращение и распад дают место другим мертвым для
некоего продленного пребывания, так и перешедшие в воздух души,
некоторое время сохраняясь, превращаются, изливаются и
воспламеняются, воспринимаемые в осеменяющий разум целого, и
дают таким образом место вновь подселяемым. Вот что можно
отвечать относительно предположения, что души пребывают.
Достаточно представить себе не только множество погребаемых тел, но и бесчисленных
животных, изо дня в день поедаемых нами и другими животными - сколько их
истребляется и некоторым
образом погребено в телах поедающих, и все же благодаря переходу в кровь и
преобразованиям в воздушное и огненное, то же место приемлет их. Что значит здесь
расследование истины? Разделение на вещественность и причинность.
22. Не сбиваться: во всяком устремлении являть справедливость, во всяком
представлении - беречь способность
постигать.
23. Все мне пригодно, мир, что угодно тебе; ничто мне не рано