Марк Аврелий

Размышления

нет и противоречия с его строением.

6. Так оно и должно со всей необходимостью происходить у этих людей; кто не

желает этого - не желает, чтобы смоковница

давала свой сок. И вообще помни, что так мало пройдет времени,

а уж и ты, и он умрете, а немного еще - и даже имени вашего не

останется.

7. Сними признание - снимается 'обидели меня'; снято 'обидели' - снята обида.

8. Что не делает человека хуже самого себя, то и жизнь его не делает хуже и не

вредит ему ни внешне, ни внутренне.

9. Природа того, что приносит пользу, вынуждена делать это.

10. Что происходит, по справедливости происходит: проследи тщательно -

увидишь. Я не о сообразности только говорю, а именно о справедливости, как если бы

некто воздавал всякому по достоинству. Так следи же за этим, как уже начал, что бы

ни делал, делай так, как достойный человек, в том смысле, в каком и мыслится

достоинство. Сохраняй это в любой деятельности.

11. Не то признавай, как судит твой обидчик или как он хочет, чтобы ты сам судил,

а смотри, как оно на деле.

12. Две готовности надо всегда иметь. Одна: делать только то, что поручает тебе

смысл власти и закона на пользу людей. И еще: перестраиваться, если явится кто-нибудь,

чтобы поправить или переубедить в каком-нибудь мнении. Только чтобы переубеждение

шло от некой достоверности, будь то справедливость или общая польза или что-нибудь

такое, а не оттого, что поманила сладость или там слава.

13. Разум есть у тебя? Есть. Зачем же без него обходишься? Или чего еще желаешь,

когда он делает свое дело?

14. Как часть в целом ты возник и в породившем тебя исчезнешь. Вернее,

превратившись, будешь принят в его осеменяющий разум.

15. Много комочков ладана на одном алтаре. Один раньше упал, другой позже -

вполне безразлично.

16. Десяти дней не пройдет, и ты богом покажешься тем, для кого ты сейчас

зверь! и обезьяна, - сверни только к основоположениям и к почитанию разума.

17. Жить не рассчитывая на тысячи лет. Нависает неизбежность. Покуда жив,

покуда можно - стань хорош.

18. Сколько досуга выгадывает тот, кто смотрит не на то, что сказал, сделал или

подумал ближний, а единственно на то, что сам же делает, чтобы оно было справедливо и

праведно; и в достойном человеке не высматривает он темноту нрава, а спешит прямо и

без оглядки своим путем.

19. Кого слава у потомков волнует, тот не представляет себе, что всякий, кто его

поминает, и сам-то очень скоро умрет, а следом тот, кто его сменит, и так пока не

погаснет, в волнующихся и угасающих, всякая память о нем. Ну предположим,

бессмертны были бы воспоминающие и память бессмертна - тебе

что с того? Не говорю уж мертвому - что проку тебе живому от

похвал? или другой у тебя расчет? Ибо некстати ты пренебрегаешь

тем, что сейчас дарует природа, которая получает у тебя некий

иной смысл.

20. Впрочем, все сколько-нибудь прекрасное прекрасно само по себе и в себе

завершено, не включая в себя похвалу: от хвалы оно не становится ни хуже, ни лучше.

Это я отношу и к тому, что принято называть прекрасным, будь то создания природы или

искусства, ибо воистину прекрасное нуждается ли в чем? Не более, чем закон, не более,

чем истина, не более, чем преданность и скромность. Что из этого украсит хвала, что

испортит брань? Изумруд хуже станет, когда не похвалили его? А золото как? слоновая

кость, багряница, лира, клинок, цветочек, деревце?

21. Если ввек пребывают души, как вмещает их воздух? - А как земля вмещает

тела всех погребенных от века? Подобно тому

как тут превращение и распад дают место другим мертвым для

некоего продленного пребывания, так и перешедшие в воздух души,

некоторое время сохраняясь, превращаются, изливаются и

воспламеняются, воспринимаемые в осеменяющий разум целого, и

дают таким образом место вновь подселяемым. Вот что можно

отвечать относительно предположения, что души пребывают.

Достаточно представить себе не только множество погребаемых тел, но и бесчисленных

животных, изо дня в день поедаемых нами и другими животными - сколько их

истребляется и некоторым

образом погребено в телах поедающих, и все же благодаря переходу в кровь и

преобразованиям в воздушное и огненное, то же место приемлет их. Что значит здесь

расследование истины? Разделение на вещественность и причинность.

22. Не сбиваться: во всяком устремлении являть справедливость, во всяком

представлении - беречь способность

постигать.

23. Все мне пригодно, мир, что угодно тебе; ничто мне не рано