Неизвестен

ТЕОРИЯ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

"специфических" импульсов, которые получают

дополнительную генерализованную энергетическую

("неспецифическую") поддержку со стороны лежащей в основе НАС

мозговой структуры, называемой ретикулярной формацией.

Интроспективно явление такой избирательной _энергетической

поддержки информационных процессов_ знакомо каждому по феномену

ВНИМАНИЯ. Например, когда все внимание направлено на восприятие

информации, поступающей через зрительный рецептор, частично

перестают снабжаться энергией сигналы, поступающие в мозг от

других рецепторов, т.е. человек может ничего не слышать и не

чувствовать; и наоборот, когда он весь "превращается в слух", он

может ничего не видеть. Когда человек над чем-то усиленно

думает, он "не замечает" ничего вокруг себя: энергия частично

отводится с нерабочих участков для усиления рабочих.

Т.о. внимание к ограниченному числу стимулов неизбежно

сопровождается исключением громадного количества информации из

области _сознательного_ восприятия. То, какие раздражители

получат преимущественную поддержку от НАС и будут осознаны,

зависит от _общей программы жизнедеятельности_, осуществляемой

человеком, как целостным психофизиологическим организмом, от его

"потребностей". Поскольку же наиболее общей "программой"

является приспособление организма к окружающей среде, наиболее

полной и постоянной поддержкой НАС пользуются сигналы,

поступающие от наших органов чувств, процессы наших

жизненно-значимых реакций на среду, а так же интеллектуальные

процессы переработки информации о внешнем мире, процессы

моделирования различных ситуаций и т.д.

Функция НАС, частично нам знакомая по явлению внимания, в

основе своей автоматизирована, непроизвольна. Говорится, что она

"спит" /см.Приложение 3/. Произвольный же, сознательный контроль

над этим процессом доступен лишь в минимальной степени.

Произвольное внимание, к которому каждый человек прибегает в

процессе _научения_ чему-либо, представляет собой лишь временно

необходимую фазу _программирования_ функциональных систем,

лежащим за порогом сознания, - в том числе и систем,

обеспечивающих процесс непроизвольного внимания. Для того,

чтобы, скажем, научиться играть на рояле или печатать на машинке

вслепую, вначале нужно прилагать большие сознательные усилия.

Однако, эти усилия, эти _сознательно закладываемые программы,

дают соответствующий результат, лишь проникнув на

бессознательный уровень_, и действуя оттуда. Мы не сможем

выполнить достаточно сложное произведение, размышляя, по какой

клавише должен ударить в следующий момент каждый из наших десяти

пальцев.

Различные йогические и оккультные методики развития

внимания являются ничем иным как попытками овладеть сознательным

контролем над функцией НАС во всей ее "творящей миры" полноте.

/см. Приложение #3) - способностью выводить на уровень сознания

те процессы в коре мозга, которые обычно не осознаются. Начиная

с _произвольного_ выведения ранее не осознаваемых процессов на

уровень сознания во время упражнений, в конце концов приходят к

тому, что данный уровень сознательного восприятия становится

_непроизвольным_, естественным; происходит расширение сферы

сознательности.

Попробуем теперь для основания этих теоретических посылок

смоделировать физиологические механизмы некоторых психических

явлений, связанных с Чакрами, а именно: 1. механизмы, благодаря

которым характеристики нашей системы Чакр определяют характер

нашей личности и 2. механизмы визуализаций ("астральных миров"),

вызываемых сосредоточением на Чакрах.

Организм и личность.

"Противопоставление организма и личности свидетельствует о

живучести дуалистической традиции... Отношение организма и

личности есть отношение _взаимопроникновения_, ибо эти понятия

выражают не два слоя реальности, а два аспекта одной и той же

реальности". [59,60]

В настоящее время установлено, что в коре есть

представительство всех внутренних органов и систем [42],

входящих в состав всех больших интеррецепторных зон, которые

соотносятся с Чакрами. Обычно идущая от них импульсация

осознается лишь в случаях каких-либо нарушений: заболит, скажем,

сердце или живот.

В условиях ПАТОЛОГИИ проявляется не только связь между

внутренними