Неизвестен

ТЕОРИЯ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

сообразно этому, до тех пор не стать ей самой

"благодатью", - но она может быть "в благодати"... Именно

сначала надо быть в благодати, чтобы потом стать самой

благодатью. Высшее действие благодати - привести к тому, что она

есть сама!" [77,134-138].

Окончательно сливаясь со зримым, зрящий исчезает, "входит в

ничто", во всепоглощающее "космическое влагалище", в Нирвану,

тождественную Сансаре. {15} Это ничто суть все - все покровы

Майи, не замаскированные более под "я", но ставшие им. "Откажись

от Пуруши в себе и стань Пракрити", - призывают все Тантры, -

"Тем самым ты обретешь единое тело и займешь место в вечности"

[цит. по 74].

----------------

Итак, мы попытались демифологизировать классическую

_пространственную модель внутреннего мира_ - учение о

"покровах", последовательно скрывающих под собой действительного

"свидетеля покровов". Рассмотрев эти древние представления в

свете современных знаний об "этажах" нашей психики, мы пришли к

выводу, что различные "покровы" могут быть соотнесены с

различными уровнями восприятия внешнего и внутреннего мира. При

этом на внешний мир отводится один "покров", а на внутренний -

три "покрова"; пятый "покров" относится как к внешнему, так и к

внутреннему:

1) Аннамайя - отражение внешних объектов: восприятие

_внешних ощущений_.

2) Пранамайя - отражение внутренних состояний организма

(соматика и вегетатика); восприятие _внутренних ощущений_.

3) Маномайя - отражение субъективных явлений или отражение

отражения; {16} восприятие _переживаний_, которые включают в

себя эмоциональную и интеллектуальную составляющие.

4) Виджнямайя - отражение результатов синтеза информации о

внешней и внутренней среде организма в надсознательной "сфере

программирования" - в том числе _воля, память, и интуиция_.

5) Анандамайя - отражение результатов эволюционного

расширения самосознания: уровень _надличных форм восприятия_,

охватывающего все "покровы".

Взаимное соотношение "покровов", "планов", "тел" и их

психофизиологических соответствий представлено в табл. 1.

Уточним, что если термин "_покровы_" применяется для обозначения

качественно различных уровней восприятия, то то термин "тела"

или "оболочки" - для обозначения качественно различных объектов

восприятия в границах "покровов". Поскольку человек живет, как

правило, "автоматически" и не обладает устойчивым восприятием

соответствующих "телам" функций, некоторые традиции утверждают,

что эти "тела" - эфирное, энергетическое, витальное, ментальное,

каузальное, буддхическое и нирваническое - не даны человеку

изначально и что ему необходимо их СОЗДАВАТЬ. {17}

Что касается "космических планов", к которым якобы

принадлежат эти "тела", то, согласуясь с постулатом "как вверху,

так и внизу", мы предположили, что "планы" представляют собой

волновые диапазоны _всеобщего поля_, существующего изначально

только на физическом плане. Всеобщее поле возникает и

развивается параллельно с эволюцией органического мира, так что

различные его диапазоны как бы фиксируют различные этапы этой

эволюции. В то же время оно _первично по отношению к каждому

отдельному индивидуальному организму_, оказывая на него

непосредственное формирующее воздействие ВО ВСЕХ ДИАПАЗОНАХ.

Возникло ли указанное поле в процессе эволюции органической

жизни на Земле или сама эта эволюция была обусловлена

погруженностью нашей планеты в _космические_ поля, создаваемые

эволюционирующей органической жизнью во многих уголках

вселенной, - "поля жизни", "поля разума" и "поля

суперментальные"? Очевидно, время для ответа на этот вопрос еще

не наступило. Мы, во всяком случае, не выходим в своем

рассмотрении за рамки геоцентрической модели.

Как бы там ни было, с "полевой" точки зрения все живые

существа, в том числе люди, представляют собой сложнейшие

приемопередающие устройства, обладающие различной степенью

чувствительности и настроенные на различное число диапазонов

частотного спектра. На индивидуальном уровне такая включенность

во всеобщие "полевые" процессы отражается в форме различных

психических и физиологических функций.

Имеется ли действительно какая-либо необходимость в

гипотезе о "всеобщем поле", или же эта гипотеза