Неизвестен

ТЕОРИЯ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

мешают заснуть. Из вышеприведенных факторов автор

делает однозначный вывод: "коре головного мозга для поддержания

нормальной поведенческой и психической деятельности необходим

сенсорный приток; при изоляции же от внешнего мира психические

функции нарушаются." [24,65-70].

Однако, если сознание, по определению Дельгадо, "не

автономно", но является "переработкой в мозгу поступающей

информации" [24,33], то результаты переработки _какой_

информации отражают так называемые галлюцинации?

Логично предположить, что при изоляции от внешнего

сенсорного притока кора переходит на внутреннее самообеспечение,

раскрывая себя информации из перекрытых внешних источников.

Другими словами, лишая чувства их обычных внешних "пастбищ", мы

понуждаем их искать новые, внутренние "пастбища".

Известно, что "возбуждение так называемых ассоциативных зон

мозга может вызывать во входных каналах динамические структуры

возбуждения, аналогичные тем, которые вызываются сенсорными

раздражителями". И если образы, которые предположительно

возникают при таком возбуждении в обычных условиях (например,

образы памяти и воображения), как правило, легко отличить от

образов внешнего мира, то "в таких особых условиях, как

временная сенсорная депривация, дифференцация внутреннего и

внешнего механизма формирования образов нарушается, вызывая

появление различных иллюзий и галлюцинаций" [48,184,185].

Итак, модель нейрофизиологического механизма произвольно

вызванной "чистой" визуализации ("астрального путешествия")

может быть представлена следующим образом:

Сначала все импульсы, поступающие в кору от

экстерорецепторов, а так же характеризующие обычный "ментальный

фон", лишаются поддержки НАС (это достигается посредством

"отвлечения чувств" и "остановки внутреннего диалога"). Тем

самым сознание лишается какой бы то ни было информации о внешнем

мире и "физический план" как бы перестает существовать -

корковая активность больше не отражает протекающих в нем

процессов. Кроме того, в сознании устанавливается так называемая

"ментальная тишина", не затрагиваемая никакими "информационными

бурями".

Однако, способом существования коры мозга как "физического

субстрата психических функций" является непрерывная активность,

непрерывная обработка поступающей информации. Поэтому в целях

компенсации дефицита, возникающего вследствие "тотальной

депривации", поддержку НАС начинают получать те импульсы,

которые отражают процессы, протекающие в тех или иных

интеррецепторных зонах (Чакрах). Теперь вся актуальная для

"психонавта" реальность строится этими импульсами. Он попадает в

иной мир.

Природа "астральных образов"

"В настоящее время попытка перехода от нейронного уровня к

уровню восприятия менее осуществима, чем полет на Луну во

времена Древнего Рима. Экстраполируя земной опыт, древнеримлянин

мог бы задумать выстрел на Луну, а здесь даже в принципе

остается неизвестным, существует ли переход от нейрона к образу,

и если да, то как исследовать этот переход, природа которого так

же загадочна, как сама жизнь" [45,95].

Поэтому единственное, что мы можем в настоящее время

сделать - это провести некоторые достаточно очевидные параллели

и привести некоторые гипотезы (хотелось бы надеяться,

"достаточно безумные").

"Астральные образы" (равно как и любые другие) не могут

возникать "из ничто", "сами по себе": возникая в результате

возбуждения ассоциативных зон коры мозга, они всегда что-нибудь

отражают. Вот только что? Основная выдвигаемая здесь гипотеза

заключается в том, что "астральные образы" представляют собой

субъективное отражение в сознании нового типа корковой

активности, которая задана интероцепторной информацией,

поступающей из внутренней среды организма.

Это отражение происходит в виде так называемых

"транскрипций" [58] или, как говорил И.М.Сеченов, "небывалых

комбинаций бывалых впечатлений" [72,249]. Сознание по инерции

воспринимает события "внутренних пространств" в формах, присущих

событиям внешнего мира: иные формы ему незнакомы.

"Астральное путешествие" очень напоминает сновидение,

однако, поскольку в этом сновидении мы сохраняем бодрствующее

сознание и не растворены в происходящих