Неизвестен

ТЕОРИЯ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

наколол челюсть -

этот-то скол меня и беспокоил.

Июль 1980 г.

* * *

Приложение II

Прана как продукт взаимодействия

между биологическими системами и средой

Строго говоря, Праной можно назвать лишь особого рода

_ощущения_ в теле ("переживаемые энергии тела"), поскольку она

относится к иному "покрову Майи", нежели физический мир.

Индуистская традиция связывает эти ощущения с действием Праны

или "пра-движением" (пра+над) - энергия, которой обусловлено

любое движение в теле и любое движение тела. В результате

попыток ответить на вопрос об источнике энергии тела возникла

теория Праны или "жизненной силы". _Теория жизненной силы_

сводится вкратце к следующему:

Прана, рассматриваемая в качестве гипотетической "жизненной

силы" - это некий всеобщий нематериальный принцип, который

является сущностью любых форм движения как в органическом, так и

в неорганическом мире. Непрерывно протекая через живые существа

(приходя из окружающей среды и возвращаясь в неё), Прана находит

в них своё наиболее полное выражение как _жизнь_. Эта теория

утверждает, что все живые существа представляют собой машины,

приводимые в действие внешними силами: всё живое черпает свою

"жизненную силу" из всеобщего океана Праны, в который оно

погружено. Прана есть в воде и в солнечном свете, можно её

извлечь и из пищи. Но основным источником Праны считается

атмосферный воздух. Не удивительно, что йогическая теория

"жизненной силы" отвергается современной наукой как "одно из

заблуждений индуизма".

Однако, йога не является теоретической дисциплиной. Она

стоит на опытных, а не спекулятивных основаниях, и её положения

представляют собой теоретические модели определённых

экспериментальных фактов. Для наблюдения этих фактов требуется

известная, сознательно выработанная острота восприятия, которой

современные интерпретаторы, как правило, не обладают. Поэтому у

нас нет никаких оснований полагать, что _структура наблюдаемых

явлений_ отражена в йогических теориях неверно.

В то же время нельзя не согласиться, что используемый для

их построения концептуальный аппарат действительно безнадёжно

устарел и нуждается в пересмотре. Именно это имел в виду Артур

Авалон, указывая в предисловии к "Таинственной Куандалини" [55],

что нам предстоит "оживить" писания древности. Но каковы пути к

оживлению "того, не знаю что?"

Во-первых, это работа с собственным сознанием, опытное

знакомство с теми уровнями восприятия, о которых "возвещают"

тексты. Во-вторых, соблюдение определённых методологических

принципов. По возможности предельно точное, буквальное выражение

"классической" СТРУКТУРЫ ОПИСАНИЯ на уровне современных научных

знаний и представлений - вот _основное методологическое

требование_, предъявляемое к любым интерпретациям традиционных

толкований йогического опыта.

Итак, объективируя, т.е. профанируя понятие Праны, и тем

самым сбивая с толку желающих _практиковать_ Пранаяму (с этой

точки зрения Чакры, рассматриваемые в качестве "больших"

интерорецепторных зон, связанных с различными "сегментами" тела,

действительно являются "энергетическими центрами") по книгам,

"теория жизненной силы" по существу не имеет никакого отношения

к собственно Пране - различным процессам, _ощущаемым в теле_.

Она нацелена на решение такого сложного вопроса как _проблема

энергообмена между организмом и окружающей средой._

Утверждение о том, что энергия, обеспечивающая

жизнедеятельность целостного психофизического организма,

поступает в него извне, вряд ли может вызвать возражения.

Труднее согласиться с тем, что основным источником этой энергии

является воздух: у нас несколько иные представления о "жизненной

силе" и последняя ассоциируется скорее с плотным обедом, чем с

воздухом.

Однако, все йогические теории строятся прежде всего на

материале самонаблюдения. Бодрящее действие воздуха, воды и

солнца общеизвестны; в то же время следовать диете, которая не

вызывала бы после еды лёгкой умственной апатии, нелегко. Процесс

пищеварения лишь отнимает силы, но не даёт их. При этом в

организм привносятся энергетические "полуфабрикаты" - из пищи

высвобождаются, а затем разносятся по всему организму