Неизвестен

ТЕОРИЯ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

и связывая

невежд. Тот, кто знает это, знает Йогу". /Хатха Йога Прадипика,

3;107/

Крестцовая область /Канда/ традиционно объявляется

обиталищем Кундалини по той причине, что именно отсюда, с

крестцового отдела спинного мозга /при подъеме Кундалини Чакры

_визуализируются_ не там, где мы их обычно переживаем в

повседневном опыте, а внутри т.н. Сушумны, т.е. в области

спинного мозга/ начинается процесс сознательного "свертывания"

функции нисходящей НАС, последовательного "обесточивания"

вышележащих "сегментов" тела /ЧАКР/. Но _для того, чтобы

управлять, нужно осознавать_. Поэтому все тантрические тексты

указывают, что Кундалини, эту "цепь бриллиантовых огней" следует

ВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ именно здесь.

Связь между НАС и визуализациями не только прямая, но и

обратная. С одной стороны, визуализация подобного рода возникает

вследствие изменения обычного функционального режима НАС,

осуществляющего программу адаптации организма к среде. С другой

- любая сознательная практика визуализации представляет собой не

что иное, как сознательное изменение функционального режима НАС.

Конечная цель практики такого рода состоит в обретении

полного сознательного контроля над функцией НАС, а его

_инструментом_, средствами для достижения этой цели как раз и

служат те яркие и эмоционально насыщенные "описания" Кундалини,

которые можно в избытке обнаружить в тантрических текстах. "Она,

Чарующая Мир, блистает как молния. Ее сладкий шепот подобен

невнятному гудению пчел, обезумевших от любви" /Шат Чакра

Нирупана, 10/.

Обретаемый контроль может быть использован различно - как

для переключения НАС на естественные внутренние информационные

каналы /что сопровождается попаданием в "астральные миры"/, как

и для моделирования "более чем голографических" образов.

Последние относятся к области _суггестивных методик_ и более

характерны для тибетской школы визуализаций.

Так, в следующей за Пратьяхарой, шестой ступени, называемой

Дхарана, /обычно переводится как "концентрация"/ лама, используя

обретенную на предыдущей ступени власть над цветом, формой,

звуком и т.д., учится создавать внешние "объекты" и _удерживать

их в поле сознания. Как правило, в качестве целевого объекта

избирается так называемый Юдам - нечто вроде личного

ангела-хранителя, имя которого ученику сообщает наставник.

Седьмая ступень, Дхиана /обычно переводится как

"медитация"/ - это _созерцание_ собственной жизни созданного

объекта во всех свойственных ему проявлениях, то есть

визуализация как таковая.

И на восьмой ступени, называемой Самадхи, происходит

_отождествление_ созерцателя со своим "божественным

покровителем" /Юдамом/.

Считается, что Юдам представляет собой конкретную форму

проявления Абсолюта и что слияние с ним представляет собой

единственный путь слияния с Абсолютом.

"Не удивительно, что многие ламы отличаются глубокой и

совершенно искренней религиозностью, далекой от ханжества и

обмана. Они так часто погружаются в мир своих видений, что уже

не отличают его от яви. Они добровольно уходят в безумие, чтобы

стать Ваджрасаттвой, олицетворяющим Адибудду, семиглавым

Калачакрой - кругом времен" /Парнов Е. "Звездные знаки",

М.,1978, стр.49/.

-------------------

Итак, приведенные факты позволяют с большой степенью

вероятности утверждать, что НАС представляет собой

функциональный /но не структурный/ аналог Кундалини.

И наконец, следует упомянуть о существовании двух

принципиально различных точек зрения на природу Кундалини -

ведической и тантрической. Ведическая традиция рассматривает

Кундалини как силу _воображения_, в тантрическая - как силу

_восприятия_. Объем настоящей статьи заставляет нас ограничиться

лишь констатацией факта такого различия, обусловленного

различным подходом обеих традиций к решению основного вопроса

философии и пониманию теории причинности. Добавим лишь, что

тантрическая традиция связывает обычное восприятие человеком

себя и мира через призму воображения с функцией "спящей"

Кундалини, "пробуждение" Кундалини трансмутирует воображение и

восприятие - в том числе и восприятие воображения.

Зима 1982-83 гг.

ЛИТЕРАТУРА