Неизвестен

ТЕОРИЯ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

дает и другой

перевод слова "карана" - "мотив"/. "Каузальное или причинное

тело обязано своим именем тому факту, что в нем содержатся

причины всего, проявляющегося затем на низших планах" [47].

Говорится, что каузальное тело является "хранилищем

приобретенного опыта".

Традиционалистски ориентированные индусы [34], [49] относят

Карана Шариру не к Виджнямайе, а к следующему покрову,

Анандамайе. Делается это из "космологических соображений", суть

которых сводится к тому, что Анандамайя, будучи первым и

наиболее "тонким" из "уровней проявления", должна была содержать

в себе "семена" всей последующей инволюции. Теософы [34], [47],

верные канонам классической европейской философии с ее

спекулятивной абсолютизацией и даже мифологизацией разума,

отождествляют каузальное тело с Арупа Манасом или высшим

менталом, т.е. относят его к Маномайе Коше. Однако причины

наблюдаемых нами интеллектуальных и эмоциональных явлений лежат

не в сфере нашего мышления ("идеологии"), а в неосознаваемой

нами сфере потребностей ("экономика" целостного

психофизиологического организма). Люди же, по словам Энгельса,

"привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо

того, чтобы объяснять их из своих потребностей".

Мотивы наших действий являются отражением наших

потребностей. (Уточнение понятия "потребностей" мы отложим до

следующей главы). Однако, "мотивирующая сфера" Карана Шариры

включает в себя не только "смыслообразующие личностные мотивы",

но и установки, навыки, динамические стереотипы и ассоциативные

связи, выработавшиеся у нас в процессе взаимодействия с внешней

средой, - она представляет собой всю сумму обретенных нами

знаний о назначении окружающих вещей, которая неявно тормозит

осознание их других свойств [12,82]. Виджнякабхикшу

(Санкхьяправачанбхашья) говорит, что в БУДДХИ СОДЕРЖАТСЯ ВСЕ

САНСКАРЫ [11,41].

Санскары - это подсознательные следы наших прошлых

действий, "стремящиеся к проявлению" и особым образом

определяющие в каждый момент характер наших действий, нашего

взаимодействия с миром и другими людьми, - определяющее в

конечном счете нашу жизнь.

П.Д.Успенский пишет, что "каузальное тело содержит причины

своих действий внутри себя, оно независимо от внешних причин и

является телом воли" [64]. Действительно, поскольку функции

Карана Шариры состоят в фиксировании _итогов_ развития индивида

(определяющих дальнейшее его развитие), она обладает очень

слабой восприимчивостью по отношению к случайным внешним

воздействиям. И тем не менее отличительным свойством Карана

Шариры является ее _программируемость_: достаточно активно и

целенаправленно "заряжая" ее теми или иными Санскарами, мы в

конце концов обнаруживаем, что наше сознание и действия начинают

естественно и без усилий с нашей стороны течь в требуемом

направлении. В качестве примера можно привести процесс обучения,

- скажем, обучения той же игре на рояле, - хотя

"санскарообразование" активируется любым устремлением, не

обязательно стремлением _научиться_ чему-либо. Причем сила

устремления не только определяет интенсивность процесса

санскарообразования, но и поддерживается последним.

Индивидуальные устремления всех людей образуют

"причинностный диапазон" всеобщего поля, который связывает

единой судьбой нас всех - все человечество. Будучи включена в

этот всеобщий диапазон, традиционно именуемый "каузальным

планом", Карана Шарира определяет течение личной судьбы среди

джунглей переплетающихся судеб других людей. Положительная и

отрицательная "пси-опосредованная инструментальная реакция"

[41,124-125], "рука судьбы", чудесные совпадения" и т.д. - все

это различные проявления той активной роли, которую играет

всеобщий казуальный план в нашей личной жизни. Следует заметить,

что для случайного посетителя "оперативный" выход на казуальный

план (доступ к механизмам "стечения обстоятельств") надежно

закрыт замком Эго (индивидуального самоосознания).

Следующим слоем Виджнянамайи Коши является высший Буддхи

(Махат) или Ишвара. [14] В отличие от низшего Буддхи, "ИШВАРА НЕ

ЗАПЯТНАН САНСКАРАМИ. Обладая всеведением и будучи неподвластным

времени, он является учителем Учителей" (Йога сутры, [1,24-25]).