Неизвестен

ТЕОРИЯ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

с тем, в каждом центре наряду с отрицательными

состояниями, можно испытать своеобразный, одному только этому

центру присущий тип наслаждения, и если победить самоактивность

сил центра, то отрицательных состояний вообще можно избежать.

Говорится, что в этом и состоит ловушка Чакр на пути

классической тантрической Садханы. "Йогасутры" [111,51]

указывают, что "требуется полное отвержение наслаждения и

искушения со стороны высших существ" [15]. В более высоких

Чакрах, начиная с Анахаты, страдание и наслаждение становятся

все более возвышенными, а "реальность", в которую попадает

сознание - все более заманчивой.

"Терпеливо, через многие повторные опыты, мы учимся

распознавать, на каком плане происходят наши переживания, затем

- на каком уровне данного плана. Такая локализация необходима

для того, чтобы научиться понимать ЗНАЧЕНИЕ этих переживаний.

Это непонятный иностранный язык и даже несколько языков вместе,

которые мы должны освоить, не смешивая с ними наш ментальный

язык, что является одним из наибольших затруднений,

обусловленных бессознательной тенденцией знакомого нам "земного"

языка к искажению чистоты переживания" [58].

Впервые попавшего в "астрал" можно сравнить с

новорожденным, органы чувств которого еще не сформировались:

хотя рецепторы и превращают энергию различных внешних

воздействий в нервные импульсы, корковые отделы соответствующих

анализаторов еще недостаточно развиты для того, чтобы связывать

эти импульсы вместе, превратить их в факт сознания,

действительно _информирующий_ о протекающих вне его процессах.

Для того, чтобы извлечь из внутренних миров какую-то полезную

информацию, необходимы все новые и новые контакты с ними,

необходимо научиться в них ЖИТЬ, что является весьма

затруднительным, т.к. мы существа, по целостной природе своей

обреченные сознательно функционировать преимущественно во

внешнем мире.

Разнообразие внутренних приключений более характерно для

европейского оккультизма и современных неортодоксальных школ

йоги, которые не придают большего значения традиционной

символике Чакр, рассматривая последние как нечто вроде

"коммуникационных амбразур" для выхода на иные "уровни

проявления", настолько же бесконечные и разнообразные, как и

физический мир.

Для "классических" средневековых йогинов проблема

адекватности получаемой в этих мирах информации не существовала:

их не интересовали внутренние пространства. Ортодоксальная

йогическая практика преследовала одну цель - освобождение от

цепей Майи, все остальное же рассматривалось как искус, как

очередные уловки той же Майи. Прежде, чем ученик получал от

учителя благословление для работы с Чакрами, его воля и

способности к концентрации были уже развиты до такой степени,

что "силы" раскрываемой Чакры не успевали проявить

самоактивность в сознании: это выражалось в том, что йогин видел

приблизительно ту образную картину, которую ожидал увидеть.

Тем не менее, тантрические тексты указывают, что "центры"

человеческого тела сообщаются с "космическими планами", каждый

из которых отличен от другого и заселен своими "божествами".

Восходя в процессе работы с Кундалини от Чакры в Чакру, йогин

проходит через сообщающиеся с этими Чакрами "миры" [2; 44; 58].

"Астральные миры": мы в них или они в нас?

Здесь может возникнуть следующий резонный вопрос:

рассматривая визуализируемые в Чакрах "астральные миры" как

порождаемые исключительно ТЕЛОМ, не отступаем ли мы тем самым от

первоначально принятой методологии, полагающей, что Чакры не

существуют вне отношения с СРЕДОЙ? Но ведь визуализации как раз

и представляют собой продукт взаимодействия между событиями во

внутренней среде и формами восприятия, задаваемыми внешней

средой. Кроме того, деятельность интерорецепторов (отражением

которой предположительно и являются визуализации) обусловлена их

непосредственным контактом с внешними _по отношению к ним_

частям внутренней среды организма.

Вопрос, однако, в можно поставить и несколько иначе: каким

образом информация о внешней среде как таковой ("Люди, места и

ситуации") отражается на активности "больших интерорецепторных

систем", предположительно соотносящихся