Неизвестен

ТЕОРИЯ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

(низший Буддхи) и динамический (высший Буддхи). В

отличие низшего Буддхи, которого можно рассматривать как

обусловленную прошлым опытом совокупность несознаваемых

психических и познавательных структур, определяющих характер

протекания осознаваемых психических и познавательных

_процессов_, высший Буддхи представляет собой обусловленную

прошлым опытом совокупность неосознаваемых психических и

познавательных _процессов_, благодаря которым в сфере

осознавания возникают новые психические и познавательные

_структуры_.

Виджнямайя вбирает в себя весь обретенный опыт индивида и

преобразует его в "эликсир мудрости"; она представляет собой

своеобразный "аккумулятор", не зарядив который энергией нашего

упования, мы не сможем получить искру мудрости - и не сможем,

соответственно, сдвинуться с места.

Подобно тому, как низший витал составляет переходный этап

от безличностной подсознательности Пранамайи к сознательной

личностной сфере Маномайи, низший Буддхи отмечает переход к

сфере Виджнямайи - надсознательной и надличностной. Пранамайя

более "груба", чем Маномайя, и в то же время более скрыта и не

столь очевидна. Так же обстоит дело с Виджнямайей и следующим,

"более тонким" уровнем восприятия - АНАНДАМАЙЯ КОШЕЙ, "покровом

благодати". В отличие от завуалированного и незаметного "покрова

мудрости", к которому в той или иной степени причастен каждый

человек, "покров благодати" дан не каждому, но, будучи

достигнут, осознается со всей очевидностью.

Если Виджнямайя обеспечивает так называемое "различающее

познание", в котором достигается полное разотождествление

"зрящего" свидетеля внутренних состояний, с этими состояниями и

составляющими их компонентами (интеллектуальными, эмоциональными

и "энергетическими"), то на уровне Анандамайи происходит, так

сказать, "контролируемое" отождествление "зрящего" с окружающими

его всеобщими процессами. Этот уровень связан с нивелировкой или

расширением самосознания, изменением обычных, "нормальных"

(отчужденных) субъект-объектных отношений.

"Теперь мой ум уже больше не ищет... Теперь мой ум уже

больше не идет ощупью, не шарит, не задает вопросов. Это не

значит, что мой ум удовлетворен настоящим положением вещей; это

значит, что такой ум не создает иллюзий. Такой ум может

действовать в совершенно другом измерении..., где не существует

конфликтов, где нет ощущения "разделенности" [32]. "Некоторые

писатели называют этот душевный опыт "космическим сознанием",

что представляет собой довольно подходящий термин, так как

просветление, особенно в его высших формах, заставляет

соприкоснуться с жизнью в ее целом, почувствовать родство со

всей жизнью - высокой и низкой, большой и малой, доброй и злой."

[53,35].

Следует особо отметить, что этот уровень восприятия

обусловлен не какими-то специфическими "возвышенными" формами

интеллектуальных и эмоциональных процессов (хотя и может

сопровождаться ими), а изменением самого воспринимающего, точнее

_типа взаимодействия_ между воспринимающим и объектами любых

уровней восприятия - безразлично каких.

Это восприятие нового способа бытия, а не новых форм бытия.

По видимости, все остается таким, как прежде, - и в то же время

все неуловимо и совершенно меняется. Ввиду неуловимости

"невоспринимаемости" происходящей перемены Анандамайю иногда

даже называют не уровнем восприятия, а новым уровнем

существования. Выражение этого уровня доступно лишь языку поэзии

и логических парадоксов.

"До того, как он узнал о Дзене, горы были у него горами, а

воды водами. Но когда он приступил к практике под руководством

опытного наставника, горы перестали быть для него горами, а воды

- водами. Когда же он достиг просветления, горы опять стали для

него горами, а воды - водами" [62].

Анандамайя - это уровень восприятия, не скованного рамками

"знания о назначении вещей", а также не скованного рамками

личности; уровень, на котором присутствует "я" и "не-я", субъект

и объект, но отсутствует барьер между ними. Это уровень

_операционального_, а не экзистенциального отчуждения индивида

от универсума, человека от мира. Поэтому говорится, что

Анандамайя начинается с Аннамайи, с физического плана. Как и в

Аннамайе, объектом этого уровня восприятия является весь