Неизвестен

ТЕОРИЯ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

к "тонкому", причем макрокосм ограничивается

исключительно физическим планом, Аннамайя Кошей. Остальные

покровы представляют собой лишь идеальное отражение в

индивидуальном сознании (рассматриваемом как микрокосм)

различных тонких материальных ("биопольных") процессов,

порождаемых человеческим организмом в том числе его мозгом - и

на уровне всеобщего поля (рассматриваемого как макрокосм)

взаимодействующих с аналогичными процессами, порождаемыми

другими организмами. При этом каждому из "уровней" субъективного

восприятия соответствует какой-то "уровень" объективной

реальности - один из частотных диапазонов биологического (и

биосоциального) поля, последовательно возникавших в ходе

эволюции. Микрокосм (человек) и макрокосм (вселенная) как бы

воспроизводят друг друга.

Материальным субстратом сознания при таком подходе

оказываются не нейрогормональные процессы _мозга_, а

специфический материальный процесс, имеющий природу поля {10} и

представляющий собой функцию _целостного организма_ - в том

числе и мозга.

Более того, на "полевом" уровне индивидуальность организма

в значительной степени снята и он включен во всеобщие процессы

породившей его "полевой" среды. Обладая видимостью

индивидуальности, "покровы МАЙИ" скрывают от нас нашу

универсальную сущность и потому и называются "покровами Майи".

Задача Йоги состоит в том, чтобы высвободить эту сущность из-под

покровов индивидуального сознания (фаза так называемой

"реализации" или "восхождения к Свету") и превратить "покровы

Майи" в послушные проводники скрываемых ими всеобщих процессов

(фаза так называемой "трансмутации" или "нисхождения Света")

/[58], [80]/

Т.о. представляя собой единство "внутреннего" и "внешнего",

различные "покровы Майи" отражают не только структурные уровни

организации системы организм-среда, но и исторические этапы ее

эволюции, приведшей к возникновению человека и ведущей за его

пределы.

В тех разделах оккультной и йогической литературы, которые

посвящены теме "покровов", а так же связанных с ней "планов" и

"плоскостей" реальности, царит, можно сказать, традиционная

теоретическая неразбериха. Не заблудиться в этом лесу

противоречивых концепций может помочь лишь ориентация на личный

опыт. Далее будет предпринята попытка более подробного анализа

каждого из покровов и их составляющих, которая исходила бы не от

тех или иных догматических представлений, а из опыта

непосредственного восприятия анализируемых явлений. Особое

внимание мы попытаемся уделить "покрову мудрости" и входящим в

его состав "высшим телам" - причинному и просветленному

(каузальному и буддхическому), - той области, в традиционном

анализе которой наиболее очевидно просматривается преданность

авторов "делу логики, а не логике дела".

"Покровы", "тела" и "планы".

Уровень субъективного восприятия рассмотренных ранее "полей

жизни", создающих "энергетический каркас" биологических

объектов, относится к ПРАНАМАЙЯ КОШЕ - "покрову дыхания" или

"покрову жизни". Согласно традиционным тантрическим

представлениям, этот покров состоит из "жизненной силы" (праны),

поглощаемой любыми живыми существами из воздуха в процессе

дыхания. Чтобы не прерывать описание "покровов Майи", мы

попробуем проинтерпретировать эти представления в Приложении #2.

Праномайя включает в себя два слоя: "грубой" Праны (Стхула

Прана) и "тонкой" парны (Сукшма Прана). Стхула Прана, называемая

в оккультной традиции "эфирным двойником" или "эфирным телом", -

это уровень восприятия кожно-мышечных, соматических ощущений,

связанных с общим физиологическим тонусом. Указанный уровень

восприятия несет информацию прежде всего о положении тела в

пространстве и переживается как однородная "схема тела". Это

тело, данное нам во внутренних ощущениях, обладает некоторой

независимостью от "грубого" физического тела: например, держа

руку "грубого" тела неподвижно, мы без труда можем пошевелить

"тонкими" ("эфирными") пальцами.

Оккультная традиция утверждает, что посредством специальных

методов "эфирное тело" может быть полностью экстериоризировано,

т.е. выделено из физического тела. ("подобно мечу из ножен"), в

результате чего человек обретает способность к "путешествию