Неизвестен

ТЕОРИЯ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

что Чакры активны не только в

процессе подъема Кундалини, но и в нашем повседневном опыте.

Во-вторых, они обнаружили, что в _повседневном__опыте_ Чакры

переживаются в передней части брюшной и грудной полости, а не в

области спинного мозга, как о том единогласно свидетельствуют

тантрические тексты. В-третьих, они обнаружили связь между

функциями Чакр и психофизиологическим тонусом организма /так

называемой "энергетикой"/, определив их как "центры поглощения

космической эфирной энергии".

Тем самым теософы значительно расширили наши представления

о Чакрах. С другой стороны, общий уровень теософского

теоретического мышления несет на себе печать своего времени и с

точки зрения современного развития научных знаний о человеке

совершенно недостаточен. Придавая же своим интерпретациям

внутреннего опыта статус "экстрасенсорных откровений",

"экспериментальное подтверждение" которых принципиально возможно

только в случае предварительного принятия их на веру, теософская

традиция самоустранилась от дальнейшего продвижения в данном

направлении.

Основным "родимым пятном", доставшемся исследователям в

наследство от теософской традиции, является повсеместно

распространенное вульгарное представление о Чакрах, как о

некоторых пространственно-локализованных образованиях "Центрах",

действительно в той или иной форме присутствующих в человеческом

теле - "грубом" или "тонком".

Авторитетом теософской традиции обусловлена и своеобразная

"методологическая летаргия", в результате которой большинство

исследователей, стремящихся к выявлению специфических функций

отдельных центров, т.е. _элементов_ системы Чакр, попросту

постулирует существование этой _системы_ как нечто само собой

разумеющееся (например, "Чакры - это орган эфирного тела" или

"Чакры - это энергетические центры"), - по всей видимости,

совершенно не отдавая себе отчета в том, что они занимаются

анализом ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ структур с НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ функцией т.е.

анализом "того, не знаю чего".

Что такое Чакры? Постановка проблемы

Говорится, что Чакры скрыто присутствуют в теле каждого

человека, т.е. имеют самое непосредственное отношение к каждому

из нас. Но что такое Чакры? Оккультная информация о Чакрах

традиционно преподносится таким образом, чтобы задействовать

наше _воображение_, а не наше _восприятие_: как правило, авторы

пытаются навязать нам определенные сущности, с проявлениями

которых мы предположительно не сталкивались в своем личном

опыте.

У неискушенных читателей такая подача материала порождает

два преобладающих типа отношений к данному предмету: некритично

мыслящие люди становятся носителями "мифа о центрах", а люди,

мыслящие критично, отмахиваются от самой идеи центров как от

одной из форм "современного мифотворчества".

Если в нашу задачу входит серьезное исследование, а не игра

в эзотерику, то попытаемся определить сущность данного явления

/т.е. того, ЧЕМ являются Чакры/ должно предшествовать по

возможности более полное _описание_ самого этого явления.

Действительно, Чакры описывались и описываются. Можно

указать три основных подхода к описанию Чакр: йогический,

оккультный, а так же подход, развиваемый в рамках современной

интерперсональной тонусологии /т.н. "психоэнергетики"/. В первом

случае подробно описывается структура традиционной символики

Чакр, служившей в качестве опоры для специальных форм

йогического сосредоточения. Во втором случае имеется стремление

как можно более "объективно" описать Чакры на уровне

визуализаций "эфирного тела". В третьем случае описываются

"энергетические" характеристики Чакр в контексте межличностного

взаимодействия.

Во всех случаях мы сталкиваемся, собственно, ни с чем иным,

как с абсолютизацией того или иного частного аспекта

рассматриваемого явления - и, соответственно, с искажением,

"заужением" его сущности. Так, раммурти Мишра определяет Чакры

как "точки для сосредоточения внимания", Чарльз Лидбитер - как

"завихрения на поверхности эфирного тела" /цит. по [41,242]:

первая цифра в скобках обозначает порядковый номер цитируемого

источника - см. библиография в конце текста, - а цифра после

запятой - его страницу. Цифра после точки с запятой относится к

следующему источнику/, а на темном