Неизвестен

ТЕОРИЯ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

секреции, нервами, артериями, органами, мышцами и

участками кожи. Бессмысленно спорить, с чем соотносится горловой

центр - с глоточным сплетением или сонной артерией и каротидным

синусом, щитовидной железой или местами присоединения спинного

мозга к продолговатому, с гортанью или чем-либо еще.

Физиология не знает Чакр и не может знать их, поскольку

Чакры как таковые не существуют вне переживания. Чакры - это не

идеальные "экстракты" тела, но результат взаимодействия между

внешней и внутренней средой организма как психофизиологической

целостности. Учитывая же тот факт, что любая целостная

деятельность организма осуществляется только при избирательной

интеграции многих частных механизмов, мы можем утверждать, что

физическим коррелятом СИСТЕМЫ ЧАКР является ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

ТЕЛО, а не какие-то отдельные органы или системы органов.

Т.о. к Чакрам неприложимы понятия жесткой локализации. С

различными Чакрами соотносятся различные "сегменты" тела

(макушка, межбровье, горло, грудь, верхняя и нижняя части

живота, анус) и, соответственно, все анатомические органы и

физиологические функции, связанные с этими "сегментами". Следует

полагать, что переживания, порождаемые деятельностью тех или

иных Чакр, обусловлены всей интеррецепторной зоной {4},

представленной в том или ином "сегменте".

Отсутствием четкой анатомической привязки объясняются и

многочисленные расхождения в вопросе о четкой пространственной

локализации Чакр. Расположена ли Анахата в правой части груди

или по центру, на уровне ли мечевидного отростка грудины или

ниже его? Находится ли Манипура на уровне пупка /?/ или ниже?

Где расположена Свадхистана (Свадхиштана), а где Муладхара?

Мужчинам особенно трудно разобраться с этим вопросом, поскольку

нижние два центра у них перекрывают друг друга.

По всей вероятности, точная пространственная локализация

Чакр обусловлена индивидуальными особенностями каждого

конкретного организма. Можно предположить, что она зависит от

источника доминирующих сигналов в данном "сегменте" тела.

Но каким образом сигналы, несущие информацию о различных

физиологических процессах, могут отражаться на "психической

составляющей" целостных физиологических состояний, связанных с

функцией Чакр? Каким образом рабочие характеристики наших

внутренних органов могут отражаться на характере нашей

практической деятельности? Для того, чтобы построить

теоретическую модель механизма проникновения интероцепторной

сигнализации на уровень сознания и подсознания, нам необходимо

будет прежде всего разработать принципы сознательного восприятия

как такового.

Неспецифическая активирующая система /НАС/ {5}

Вне зависимости от того, спим мы или бодрствуем, в кору

нашего мозга непрерывно поступает поток импульсов, несущих

информацию о внешней и внутренней среде организма. Лишь малая

часть этой информации поднимается на уровень сознания,

осознается нами. Находясь в бодрствующем состоянии, мы реагируем

на некоторые раздражители, воздействующие на наши органы чувств,

но в большинстве своем они вызывают не больший эффект, чем

тогда, когда мы спим [40,324]: разряды нейронов, несущих

информацию о внешнем мире, как бы "повисают в воздухе", не имея

возможности вступить во взаимный контакт. Деятельность одного

нейрона еще не создает психических функций, для этого необходимо

взаимодействие многих нейронных полей [24,73]. За счет чего

"сплавляются" разрозненные импульсы?

Для того, чтобы разряд единичного нейрона, "квант

информации", обрел какую-то значимость в рамках более широкого

"информационного поля", вслед за первичным импульсом,

поступившим в кору головного мозга по так называемым специфичным

сенсорным путям, несущим _конкретную информацию о среде_, в кору

должен поступить и ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ его вторичный импульс, идущий

по путям так называемой неспецифической активирующей системы

(НАС), деятельность которой отражает актуальные в данный момент

_потребности человека_ как целостной психофизиологической

единицы.

Отдельный импульс может войти в контакт с другим импульсом,

т.е. быть _воспринятым_, лишь в том случае, если он включает обе

компоненты - первичную ("информационную") и вторичную

("энергетическую"). _Осознаются_ же лишь те информационные

ансамбли