Het Monster

ТРИНАДЦАТЬ ВРАТ (эзотерика)

заповедей, повторяющиеся в Торе дважды (Исх. 20:2-17 и Втор. 5:6-21), но и прямое перечисление десяти "оболочек" или законов, составляющих основу мiра:

"Ты явил мiру десять оболочек, которые мы называем 'десять сфирот', чтобы с их помощью управлять мiрами скрытыми, которые невидимы, и мiрами открытыми..." (Минха ле-Эрев Шаббат. Сидур Техилат ха-Шем, Иерусалим-Вильнюс 1990. Минха ле-Эрев Шаббат - это Молитва на исход Cубботы, вполне официальная молитва, читаемая всеми (или почти всеми) правоверными иудеями, а вовсе не какой-то особый эзотерический текст).

У нас их часто называют "сефиротами", потому что по-еврейски давно никто не читает и все переводы делались с английского. Но на Западе другая система транслитерации, к тому же сефирОТ - уже множественное число. Если с "херувИМами" и "серафИМами" мы как-то смирились, то "сефирОТы" все еще режут слух.

СФИPОТ, сефирот (sephirot, мн.ч. от ивр. сфира - "сверкающая", ср. греч. сфера): десять божественных эманаций, сфер или оболочек. В своей совокупности они образуют "архетип человека", соотв. Адаму Кадмону, небесному Первочеловеку, прообразу Космоса и земного человека. Эти 10 эманаций объединяются в четыре вселенные или мiра (оламим) и изображаются в виде "дерева":

(Клифот)

1

Кетер Мiр

Сахасрара 3 2 эманаций

Бина Хохма (Олам ха-Азилут)

/ \

----------------------/-------------------\-------------------------

/ \

5 (Даат) 4

Вишуддха Гвура | Хесед

| \ | / |

Аджна | \ / | Мiр

| \ 6 / | творчества

Анахата | Тиферет | (Олам ха-Бриа)

| | |

------------------|--------/----|------\-------|--------------------

| / | \ |

8 / | \ 7

Манипура Ход | Нецах

\ __|__ /

Свадхистхана \ / \ / Мiр

\/ 9 \/ творений

Муладхара / Йесод \ (Олам ха-Йецира)

/ | \

--------------------------------|-----------------------------------

\ | /

\ 10 / Мiр

\ Малкут / реальностей

\ / (Олам ха-Асия)

Все эти сфирот подразделяются на четыре мiра. В самом высшем, в мiре эманаций или сияний, обитает лишь Бог да души, прошедшие процесс обожения (слияния с Абсолютом, уподобление божеству) - или, как говорят евреи, - узревшие ШЕХИНУ (Божественное присутствие).

Человек принадлежит трем следующим мiрам, хотя живет и действует, конечно, в самом нижнем (а по количеству "оболочек" и самом бедном) - в мiре реальностей, в физическом мiре. Некоторые вообще ничего не видят и не хотят видеть, кроме этого мiра.

Следующий (снизу) мiр - астральный, мiр творений, в нем обитают д у ш и - не только человека, но всех живых существ. Под творениями здесь понимается результат (цель, telos) созидательного акта.

Истоки же созидания, его начала обитают в мiре творчества, ментальном. Это идеи, как чистые (абстрактные), так и персонифицированные (ангелы и духи