Het Monster

ТРИНАДЦАТЬ ВРАТ (эзотерика)

N 12/1989, с.114.

Месмер был первопроходцем в плане практического применения магнетизма, который после него еще долго называли месмеризмом.

МАГНЕТИЗМ ("животный магнетизм"): название, принятое в XVII-XVIII вв. для обозначения способности живых существ воспринимать влияние других существ, предметов и небесных тел, а также в свою очередь влиять на них; определение возникло по аналогии с действием магнита. Ныне это называется Энергией биологических объектов.

Энергия биологических объектов - это обозначение одного или нескольких видов энергии, присущей живым существам - людям, животным, растениям. Она естественным образом выделяется в виде эманации (ауры, биорадиации). О ее существовании людям было известно еще в глубокой древности (джива, ни, од, психическая сила, бионическая энергия и т.д.), однако измерение и научное изучение этой энергии стало возможным лишь в ХХ в.

Младшим современником Месмера был глазной врач Юнг-Штиллинг, наряду с практикой усиленно занимавшийся теорией.

Иоганн Генрих Юнг, псевдоним Штиллинг (Heinrich Jung- Stilling, 1740-1817). Приобрел известность в качестве глазного врача. Скорее "богоискатель", чем эзотерик, он тем не менее занимался гипнозом и магнетизмом, разрабатывая учение о духах (пневматологию).

Человек, писал он, состоит из тела, души и духа. Познавать способен лишь дух, но ему мешает физическое тело. Чтобы проявить эту способность в полной мере, человеку не обязательно расставаться с телом навсегда (физическая смерть): приемы гипноза и магнетизма позволяют духу освободиться от него на время. Когда дух живого человека освобождается от тела, он может являться людям в других местах, "собирая" для себя тело из окружающей материи (двойник, фантом, ср. материализация - лекция 11).

Немцы вообще много работали в области пневматологии, особенно в первой половине XIX в. Однако их изыскания затрагивали скорее сферу философии (Гегель, Шеллинг), т.е. соотношение духа и материи и "иерархию" духа, или же сферу религии (Якоби, Толюк и др.), т.е. роль духа в судьбе микрокосма и макрокосма. Нас же в данном случае больше интересует чисто практический вопрос о взаимосвязи духа и тела.

Любопытное решение этого вопроса нашел (неполный) тезка Месмера Галль - по словам Козьмы Пруткова, "Черепослов, или Френолог". В этой пьесе Козьма Прутков, кстати, хотя и сатирически, но вполне наглядно описывает суть методики Галля.

Галль, Франц-Йозеф (Franz-Joseph Gall, 1758-1828), врач и анатом, работал в Вене, потом в Париже (с 1807). Разработал учение о френологии, вскоре ставшее чрезвычайно популярным