Het Monster

ТРИНАДЦАТЬ ВРАТ (эзотерика)

Оанн или Оаннес, хотя вообще рыбам, точнее, шумерийским текстам на эту тему, у него посвящена целая глава.

Это в принципе характерно для академических ученых, не приемлющих "мистики" ни в каком виде: при самом скрупулезном исследовании текста они ухитряются упустить самое главное. И сами же впадают в мистику, начиная гадать, что может означать тот или иной термин, и перевод, конечно, получается неверный.

Оаннес или Оанн - божество с головой и телом рыбы, но с человеческими ногами (и с человеческим лицом), вышедшее, по преданию, из Эритрейского моря (Аденский залив). Первоначально шумерийцы поклонялись ему как богу-покровителю магии и волшебства, а позже стали считать его богом мудрости, пришедшим научить людей строительству городов и храмов, геометрии и гаданию (Gislaine et Lucien Gerardin. La Magie: Un savoir en action. Paris, 1974).

По сути своей это такой же "культуртрегер", каким был Гермес-Тот у египтян по мнению греков или Енох-Идрис у евреев по мнению арабов и т.д. - история, как мы знаем, пишется ретроспективно. Возможно, что и Оаннес, и Енох были просто учеными людьми, которых потом обожествили, как Гермеса Трисмегиста. Знаменитый палеофутуролог Эрих фон Дэникен счел бы их инопланетянами. Впрочем, это для нас в данном случае неважно.

Миф об Оаннесе подводит нас к важнейшему символу рыбы и ее "родственницы" - змеи как олицетворения мудрости вообще и "тайного" (эзотерического) знания в частности.

Змея-кундали в Индии - видимо, змеи там были более популярны, чем рыбы, ср. племя мудрецов-нагов; Св. Патрик освободил от змей Ирландию, но Ирландия - страна рыбаков; и потом, змея - все-таки более древний, хтонический символ, тогда как рыба - символ чистого духа: может быть, оттого, что в рыбе есть фосфор, который "полезен для мозгов"?

Рыба-Оаннес "всплывает" у нас дважды, в начале и в конце эры Рыб (!). Последние века до нашей эры и первые века нашей дали всплеск учений, теорий, и концепций, одной из которых стало христианство. Символом раннего христианства, если вы помните, и были рыбы. Конец XIX - начало XX в. дали новый всплеск, во многом основывавшийся на переосмыслении теорий почти двухтысячелетней давности. К образу Оаннеса вернулась Е.П. Блаватская, связав его с именем И-оанна Крестителя (крестившего, как известно, в воде), а епископскую митру - с убором в виде рыбьей головы, украшавшим головы шумерийских жрецов.

Однако это, конечно, не тот Оаннес, которому поклонялись шумерийцы: "С тех пор... неузнаваемо изменился облик богов и героев", как писал греческий поэт Яннис Рицос. "Тот" Оаннес впоследствии