Гихон, Тигр и Евфрат (Быт. 2:10-14). О том, что за реки две первые, существует масса версий (например, Нил и Ганг). Сам Рай тоже, соответственно, находился где-то недалеко от Каспийского моря (библ. историки даже находят, где).
Однако шумерийцы отнюдь не были семитами. Сами они называли себя "черноголовыми" (те, кто бывал в Таллине, могут вспомнить о "Братстве черноголовых", которому принадлежало там несколько солидных зданий. Однако к шумерийцам они, естественно, не имеют отношения). Если вспомнить Теорию Семи рас, то шумерийцы принадлежали к шестой подрасе Четвертой расы. Они были темнокожими, крепкими и приземистыми и говорили на странном языке, агглютинирующем (а не флексирующем, как наши), наподобие суахили или чокто.
Что означает название "Шумер", неизвестно. Возможно, оно восходит к одному из имен лунного бога Син (Шин). В Библии Шумер наз. "Сеннаар"; отголоски этого корня прослеживаются в санскр. Сумеру (Меру, свщ. гора индийцев, на вершине которой находился город Брахмы), в имени царицы Шамирам (Семирамида), и др.
История Шумера почти точно укладывается в эру Тельца (4000-2000 до н.э.). Этого уже достаточно, чтобы представить себе суть "архаической" космогонии шумерийцев, хорошо знакомую нам по прошлой и другим лекциям:
Из первозданного океана (вода, женское начало, богиня
Намму) выделились небо (огонь, мужское начало, бог Ану) и земля
(женское, богиня Ки). После этого между ними появился воздух
(мужское начало, бог Энлиль).
Потом возникли "дингиры" - те же вуду и аку-аку, т.е. божества и духи, управлявшие морем, светилами, реками и горами, каждым полем и домом, каждой мотыгой и плугом (Крамер, Сэмюэл. История начинается в Шумере. М., "Наука", 1991).
Крамер - добросовестный ученый, собравший и проанализировавший все данные, которые имеются у нас на сегодняшний день о Шумере. Однако судя по тому, о чем он пишет, а о чем избегает писать, он тоже был не свободен от "идеологических установок", а потому безжалостно вымарал все, что хоть сколько-нибудь напоминало об эзотеризме.
Потом было несколько попыток создать человека (из глины): разные боги соревновались в этом, но у них не получалось: все выходили то уроды, то бесполые существа, то безмозглые... Прекрасный параллелизм с мифами майя (Пополь Вух, М., 1959, репринт 1993), а также с Теорией Семи рас.
Духи-дингиры были добрые и злые, одни помогали людям, другие мешали, а некоторые - как когда. Поэтому и культ развивался по уже знакомой нам схеме - комбинации верований и культа, включавшего ритуалы задабривания духов, жертвоприношения