что наверху", о котором мы упоминали в 1 лекции.
Недаром африканисты - а это люди, настроенные в большинстве своем весьма академически, то есть далекие от нашего с вами подхода,
- недаром даже они отмечают, что принцип подобия составляет важнейшую основу мышления народов Тропической Африки (см., напр.: Гиренко Н.М. Социология племени. Становление социологической теории и основные компоненты социальной динамики. М., 1991).
Кроме того, представителям "архаичных культур" и прежде была, и сейчас по-прежнему ясна и другая мысль, также входящая в круг важнейших эзотерических представлений: космос - не структура, не механизм, не мертвая постройка, а живой организм. Тем, кто читал труды по современной Агни-йоге, эта мысль должна быть хорошо знакома.
Отсюда представление о жизни как о высшей ценности, поэтому убийство (даже животного) - тягчайшее преступление (вспомните о заповеди "не убий" эры Овна) для всех, кроме охотников, и поэтому охотники - особая социальная группа, членам которой приходится соблюдать массу сложных ритуалов, чтобы не допустить нарушения космического равновесия, ибо нет большего нарушения, чем отнятие жизни ("Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил" - Булгаков М. Мастер и Маргарита. М., "Худ.лит", 1973). Отсюда же многочисленные охотничьи правила и табу, а также ритуалы отождествления охотника с животным, предназначенным в жертву (представления эр Близнецов, Рака и Льва): ведь в мiре ничто не должно исчезать бесследно, как не должно и появляться из ничего, иначе равновесие нарушится.
Так, у описанных выше бамбара считается, что при убийстве (разрушении, нарушении целостности) объекта выделяется особая энергия
- "ньяма", вредоносная в отличие от просто жизненной энергии "ни"
(ср. ци, прана) и способная оказывать опасное воздействие на людей, на
равновесие и порядок в мiре. Но охота дает людям пропитание, без нее
нельзя обойтись; поэтому охотник (не просто охотник, а член высшей
касты, брахман, если вернуться к теме прошлой лекции) должен взять на
себя ответственность за нераспространение этой энергии на ни в чем не
повинных окружающих, иначе пострадают и тот, и другие.
Отсюда - развитый к у л ь т, т.е. система "магических и ведовских обрядов, жертвоприношений, соблюдения табу и т.д." (Д.М.
Бондаренко). Возникнув в период охотничьей эры Овна, эти обряды сохраняли свою роль как факторы, стабилизирующие жизнь общины, и в "пост-овновый" период. Не рассматривая сейчас "рыбизирующее" влияние мусульманских мулл и католических