знаменитая идея "назад к природе" возникла у европейских Просветителей не в последнюю очередь именно благодаря "открытию" Африки...
В чем же заключается эта картина мiра, столь естественная для носителей "архаичных культур" и столь успешно забытая нами?
Рассмотрим ее на примере БИНИ (бенинцев) - народа, населяющего западноафриканское побережье тропической Африки. Излагается по: Бондаренко Д.М. Бенинское общество накануне первых контактов с европейцами (стадиальные и цивилизационные особенности). Диссертация. Ин-т Африки, М., 1993 (на правах рукописи).
Вселенная представлялась бенинцам в виде нескольких концентрических кругов - мiров, границы между которыми вполне определенны, хотя и проницаемы. Внешний, самый широкий круг составляла Вселенная, включающая многонаселенный мiр предков, духов и иных нематериальный сущностей, а в центре нее находилась община, частью которой был человек (физическое тело со всеми его уровнями), в свою очередь состоявший из четырех мiров или кругов - "двойника" (эфирное тело), души (астральное тело), духа (ментальное тело) и высшего "Я" (монада):
/ В С Е Л Е Н Н А Я \
/ / Мiр духов предков и божеств \ \
/ / / Общество (община) \ \ \
| | | | ЧЕЛОВЕК: | | | |
- душа-двойник, нематериальный каркас физической оболочки человека
- сознание, мышление, психическое начало
- духовное эго
- супер-эго
Кстати о двойнике. "С точки зрения африканца, когда человек засыпает на своей циновке, на сцену выходит его двойник, который совершает тот же путь, что проделывал спящий в реальном мiре, и проделывает ту же работу... Именно в этом двойнике и кроется личность человека" (Ксенофонтова Н.А. Личность, общество и социальное время. В сб.: Пространство и время в архаичных культурах. Материалы симпозиума, М., 1992).
Мы легко узнаем здесь знакомую четырехчастную схему членения макрокосма и микрокосма, к тому же в двойном варианте, что дает опять-таки уже знакомые нам восемь элементов, совокупность которых составляет не называемый, но подразумеваемый девятый (Мин Тан, см. лекцию 4). Произошли ли действительно все земные языци (племена) из Африки или нет, уже не имеет значения: узнаваемость схемы доказывает, что всюду действуют одни и те же законы, а "противоположности - это не противоположности..."
Эта схема настолько проста и свободна от каких бы то ни было "культурных наслоений", теоретизирующих оговорок и запутывающих дело деталей, что может служить блестящей иллюстрацией принципа подобия, известного нам по формулировке Гермеса Трисмегиста: "То, что внизу, подобно тому,