в равновесии, нарушать которое никому не дозволено. Для членов таких обществ "характерна сознательная ориентация в первую очередь на точное воспроизведение опыта предшествующих поколений и передачу его потомкам в неизменном виде" (В.Р. Арсеньев).
В современной научной традиции такие общества или культуры, находятся ли они в Африке, в Южной Америке или Австралии, принято называть архаичными. И этнологи в данном случае правы: ведь, как мы помним, например, представление о цикличности пространства-времени восходит к эре Тельца, а некоторые другие представления - к еще более ранним периодам человеческой истории.
Консервация или, точнее, постоянная реанимация этих представлений сыграла в истории "архаичных обществ" не менее роковую роль, чем в истории Индии, о чем мы говорили в предыдущей лекции. Как пишет к.и.н. Ирина Тимофеевна Катагощина (Институт Африки РАН), "устойчивость традиции сделала носителей архаичного сознания в значительной мере безоружными перед лицом стремительно надвигавшихся на Африку социальных перемен в колониальный период и позднее" (Катагощина И.Т. Архаичные пространственно-временные представления и общественный прогресс в Тропической Африке. В: Пространство и время в архаических культурах. Материалы коллоквиума, М., 1992).
Однако именно эта "устойчивость традиции", в основе которой лежали наиболее простые и естественные представления о мiре, сделала носителей этих культур резистентными против всех бесчисленных нововведений второй половины эры Рыб, начиная от мусульманских и христианских вероучителей и кончая цивилизаторскими потугами капиталистов и коммунистов. "Тропическоафриканская цивилизация сохранилась", как констатировал кто-то из наших африканистов.
Слегка перефразируя Дмитрия Михайловича Бондаренко, замечательного современного африканиста, можно сказать, что "то, что для нас является содержанием, для них всего лишь форма, а то, что мы считаем формой, для африканца и есть содержание". Иными словами, африканец может ходить в костюме с галстуком и беседовать с вами о творчестве Кафки, но вы вечером пойдете домой смотреть телевизор, а он обернется леопардом и отправится на ритуальную охоту.
Почему леопардом? Потому что "мы одной крови, ты и я" - это хорошо чувствовал Редьярд Киплинг, автор "Маугли", поняв, что европеец эры Рыб слишком утратил связь со своим природным началом, и лишь колоссальный стресс может вернуть его к первоначальному шаблону поведения (Т. Шибутани. Социальная психология. М., 1968). Кстати,