ортодоксальных и целый ряд неортодоксальных учений:
- веданта: истинным бытием обладает только брахман (мiровая душа), все остальное же есть проявление божественной иллюзии (майя); изложено в "Брахмасутре" Бодараяны;
- миманса: истинным бытием обладает только реальный мiр, никакой мiровой души нет; мiр управляется кармой и познаваем разумом;
(и можно бесконечно спорить о том, иллюзия ли наш мiр или
не иллюзия, приводя бесчисленное количество доказательств, но
подлинному философу-эзотерику ясно, что правы и те, и другие,
ибо нет разницы между иллюзией и не-иллюзией, нет границы между
мiром видимым и мiром невидимым - или, точнее, эта разница
несущественна, эта граница преодолима; до конца эта мысль
додумана, как мы помним, в дзен-буддизме, но и другии философии
учили преодолевать ее, хоть и каждая по-своему...)
- санкхья: учение о страдании и освобождении от него;
- йога: дериват санкхьи, учение о совершенствовании тела и духа. Подразделяется на восемь анг (ступеней):
яма ]
нияма ]
асана ] крийяйога
пранаяма ]
пратьяхара ]
дхарана ]
дхьяна ] раджайога
самадхи ]
Подробнее см., напр.: "Йога-сутры" Патанджали и "Вьяса-бхашья". Пер. и комм. Е. Островской и В. Рудого. М., "Наука", 1992;
О йоге и ее применимости у нас, "на Западе", процитируем доктора Фридриха Феерхофа - "Астрология как основа терапии", отрывки печатались в журн. "Наука и религия", N 1/94:
"Сам факт все увеличивающегося влияния великого учения йоги
на развитие народов Запада представляется весьма отрадным в том
отношении, что с его помощью высшая, духовная природа человека
способна одержать победу над его низменной эмоциональной и
физической сущностью.
Такова единственная истинная цель настоящего йога. Однако подверженная всем страстям природа человека Запада слишком часто извращает ее содержание: он либо начинает безжалостно и безрезультатно истязать свою плоть, желая путем аскезы изменить эгоистическую направленность своих психических сил, либо пытается использовать свои психические способности для физического укрепления организма.
Пока выполнение дыхательных упражнений служит лишь оздоровлению и укреплению тела с тем, чтобы сделать его более послушным духу, это можно считать вполне оправданным; однако в большинстве случаев здесь преобладают иные мотивы - незрелое и опасное любопытство в отношении сверхчувственных переживаний, дерзкое стремление к психической и магической власти и т.п. В таких случаях неизбежна катастрофа: бессмысленное форсирование психических и нервных центров