мiроздания. На севере живут варвары, на юге - родственные племена, на западе возвышаются горы, а на востоке находится океан, но и там тоже живут разные люди или, по крайней мере, родственные им существа, как на горе Пэнлай, обители бессмертных, расположенной где-то за горизонтом. Над Китаем находятся Небеса, населенные множеством богов разного ранга, а под ним - Преисподняя, царство могущественного Янь-вана, начальника над целой армией чиновников и судей, разбирающих "дела" вновь прибывающих душ.
Правда, в более ранние времена Царство мертвых у китайцев тоже помещалось на поверхности Земли, где-то далеко на севере. Но трехчленная схема деления мiра по вертикали сохранялась: между Небом и Землей находился Человек. В этом легко узнать уже известную нам схему "пирамиды", общую для всех древних культур: три "этажа" по вертикали, четыре стороны света по горизонтали.
Однако представление о "срединном" положении своего
царства заставило китайцев не только внести пятый член (середину) в
представление о горизонтальном устройстве мiра, но и позволило им
настолько широко развить и модифицировать эту схему, что она стала
основой методологии познания, обусловив в конечном итоге то
своеобразие китайского мышления, которое и делает его для нас,
европейцев, по меньшей мере малопонятным, если не сказать совсем
непонятным. В сущности, подлинное изучение (и осознание!) Западом
китайской модели мiра началось только в ХХ веке, да и то постепенно,
по кусочкам, из которых лишь редко удается сложить единое целое.
Недаром Артем Игоревич Кобзев пишет, что именно "учение о символах и числах" (нумерология), легшее в основу китайского мiровоззрения, как наиболее естественное, то есть наиболее соответствующее структуре человеческого сознания, и помогло этому мiровоззрению сохранить свои основные черты на протяжении тысячелетий (!), тогда как в Европе за это время их сменились десятки, если не сотни.
Вообще книга Кобзева (Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., "Вост. лит.", 1994) представляет собой очень подробный и точный источник информации о китайской модели мiра. В сокращенном виде эта информация изложена в его же статье "Особенности философской и научной методологии в традиционном Китае", напечатанной в сб.: Этика и ритуал в традиционном Китае, М., "Наука", 1988.
В определенной мере это связано, конечно, и с особенностями китайского языка, ведь язык - основа мышления. Так, в китайском языке нет глагола-связки "быть", как в большинстве европейских.
Даже