Het Monster

ТРИНАДЦАТЬ ВРАТ (эзотерика)

начинается только с этого времени (Сократ, Платон).

И, наконец, последние три века до нашей эры дают подлинный взлет религиозной, философской и эзотерической мысли. Надвигается эра Рыб: стихия огня (Овен) смешивается со стихией воды, и образуется пар, туман - ничего не видно, будущее представляется людям туманным, гибельным, к тому же кругом идет война, и конец света кажется скорым и неизбежным.

Появляются книги глубоко философского содержания: "Экклезиаст", "Поучения Бен-Сиры" (Книга Иисуса сына Сирахова), аллегорические "Притчи" и "Песнь Песней", приписываемые Соломону (III в. до н.э.); развивается жанр апокалиптической литературы (Откровение Илии, Адама, Ездры и, наконец, Откровение Св. Иоанна - новозаветный Апокалипсис), чисто мистическая литература: Енох, Сивиллины книги и т.д. Het Monster. История эзотерических учений.

Лекция 4. Китай и Тибет

Срединное Царство

Начнем с Китая как центра Дальневосточных цивилизаций, откуда многие достижения человеческой мысли распространялись в соседние страны - Тибет и Монголию, Корею, Японию и Вьетнам. Ясно, что речь идет не только о бумаге и туши, фарфоре и вермишели, но прежде всего об идеях и представлениях, призванных объяснить устройство окружающего мiра и роль в нем человека.

Эти представления окончательно сформировались или, точнее, были сформулированы к концу эры Овна (VI - V вв. до н.э.) и сохранились неизменными в своей сути до наших дней, составляя основу всех трех основных течений китайской религиозно-философской мысли: даосизма, конфуцианства и буддизма. Даже проникновение с Запада новых религий (христианства и мусульманства различных толков), начавшееся во второй половине I тысячелетия н.э., и новых философских теорий, начавшееся лишь в конце XIX в., лишь что-то добавило к мiровоззрению жителей Восточной Азии, но ничего не изменило по существу.

Сейчас они, конечно, знают, что Земля вращается вокруг Солнца, знакомы со всеми достижениями современной науки и сами достигли в ней многого, но их мiровоззрение, а тем самым в большой мере дела и поступки определяются именно традиционной картиной мiра, эзотеричной в самой своей основе. Недаром американский китаевед Дж. Нидэм считал даже, что китайское мышление наиболее близко ко всемiрной (универсальной, экуменической) философии будущего (Needham, J. Science in Traditional China: A Comparative Perspective. Cambridge /Mass./ - Hong Kong 1981).

Китайцы издревле называли свою страну Срединным царством (Чжун Го), полагая, что она "ни вокруг чего не вращается", а находится в центре не только обитаемой земли, но и всего