Het Monster

ТРИНАДЦАТЬ ВРАТ (эзотерика)

о которые спотыкаются попытки взаимопонимания между различными школами. Впрочем, эта проблема актуальна не только для эзотеризма, но и для большинства других, вполне академических наук, и остается только надеяться, что наступающая эра Водолея поможет всем иследователям найти общий язык.

Этим объясняется и написание слова мiр в значении "Вселенная"

(`o Kosmos) через "i десятеричное", а слова мир в значении

"отсутствие войны" (`h 'Eirhnh) через обычное "и", как то до сих пор

принято в богословских трудах: автору так было удобнее, а читателю не

помешает.

История эзотерических учений

1. Что такое эзотеризм

2. Доовновые культуры

3. Эра Овна

4. Китай и Тибет

5. Индия и Персия

6. Экзотические культуры

(Бамбара, Бенин, Суринам, шаманизм)

7. Шумер и Вавилон

8. Каббалисты и суфии

9. Греки и варвары

10. Христианская Европа

11. XVIII век

12. XIX век

13. XX век

Het Monster. История эзотерических учений

Лекция 1. Что такое эзотеризм

В конфуцианской этике существовало понятие "чжэнмин", буквально

- "исправление имен", означавшее, что имя должно соответствовать сущности вещи. Проблема единства терминов, а точнее, его отсутствия, давно назрела во всех областях человеческого знания, и эзотеризм здесь не исключение. Поэтому я хотел бы начать с определения понятий. Тем более, что многие из понятий, к которым мы обратимся в этой лекции, несколько раз на протяжении нашей истории обретали новую жизнь.

***

Люди никогда не сомневались, что наряду с мiром видимым существует и мiр невидимый, как бы его ни называли. На заре человеческой истории эти два мiра вообще не разделялись в человеческом сознании: люди и боги сосуществовали, у каждой вещи была душа. Позже наступила некая дифференциация, но их по-прежнему объединяло представление о единстве законов, управляющих тем и этим мiром. Учение о единстве этих законов и называется сегодня эзотеризмом.

ЭЗОТЕPИЗМ, тж. эзотерика, эзотерический: эти слова происходят от греч. esoterikos, "внутренний". Термин возник в эпоху эллинизма (IV-III в. до н.э.). Исторически он обозначал тайноведение, "ВНУТРЕННЮЮ ДОКТРИНУ" религиозного, философского или иного учения, доступную лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от ЭКЗОТЕРИЧЕСКОЙ, "внешней", изучение которой не только было доступно всем, но и вменялось им в обязанность.

Ср. тайное учение и "общеобразовательная программа" Пифагора, батин и захир у исмаилитов, христианские таинства, из которых только в православной церкви и иереям, и мiрянам доступны все семь, в католической же это право есть только у священнослужителей,