изложение действительной ИСТОРИИ развития эзотерической мысли, без преклонения перед ее отдельными пророками или направлениями, но и без впадания в излишний критицизм, обусловленный приверженностью к иным направлениям.
Поэтому, естественно, изложение получилось кратким и неполным в том смысле, что пришлось опустить многие чрезвычайно интересные подробности (особенно полемические). Автор был вынужден ограничиться лишь тем, что представлялось ему наиболее важным. В какой-то мере это можно считать субъективизмом, потому что другой автор наверняка выделил бы что-то свое, процитировал иных авторов и так далее.
Однако многолетний опыт работы в области философии, богословия и собственно эзотерики дает автору право надеяться, что его субъективизм "менее субъективен", чем субъективизм слушателей, сразу и охотно начавших критиковать его лекции. Причем им, как правило, нравилось все кроме того, что относилось до их специальности: так, китаисты с восторгом слушали об Индии, Греции, Африке, упрекая автора в неполноте изложения о Китае, египтологи благодарили за сведения о розенкрейцерах и масонах, сокрушаясь по поводу недоучета богатств древнеегипетской культуры, буддисты и кришнаиты были недовольны сухостью доклада о взглядах их индийских предшественников, а богословы всех мiровых религий, покачивая головами, критиковали автора за "внерелигиозность". Не говоря уже о современных "посвященных", терпеть не могущих ничьих попыток поставить себя НАД тем учением, которое они считают своим любимым.
Автор, считая себя эзотериком по призванию, не возражает. Пусть так. В конце концов, он читал и писал свои лекции не для верных адептов того или иного направления, а для людей, еще не знающих ничего, и поэтому просто старался избежать "внушения", чтобы каждый мог сам выбрать себе учение по душе, и не дело автора склонять его именно к своей вере. Хотя и такой "багаж" у него есть.
Автор благодарен учредителям Университета истории культур за то, что они заставили его выбрать время и взяться за этот труд. И, пусть даже он вышел кратким и популярным ("для школьников"), кое-что новое смогут в нем найти для себя и нынешние философы и богословы, поэты и писатели, и простые сапожники. Ибо только тот может считать себя настоящим сапожником, кто научился судить выше своего сапога.
Автор пытался также по мере возможности унифицировать терминологию, которой пользуются эзотерики разных направлений, потому что это - проблема болезненная, один из тех камней преткновения,